хапсагай это откуда и для чего кто прородитель
прошка  -    1713
если якуты то с ближней азии тогда у монголов есть похоже на хапсагай тогда они создатели
Ответов 5 Написать ответ
  • центурион99
    19 ноября 2011  

    объясню вот в древности все народы ходидили племенами не как щас

    это якут это бурят это тувинец все говорили на одном языке потом все разошлись и появились отдельные народности на каком то этапе мы тоже откочевали от основной массы и не надо говорить чингис хан раньше до этого все было и хапса5ай зародился здесь саха сиригэр!!!

    0
  • Уйбаан
    19 ноября 2011  

    Хапсагай

    Корни развития уникального вида спорта - национальной борьбы «хапсагай» у народа Саха, как известно из преданий и рассказов фольклорной классики, а также героического эпоса
    В старину люди любили играть и веселиться. Ысыахи устраивались часто, и народу на них собиралось много. Иногда скаплива¬лись, говорят, большие толпы, слов¬но войско. Ели, пили, прыгали, игра¬ли, боролись, танцевали... Первые сведения о весеннем празднике можно встретить уже в дневниковых записях голландского путешественника И.Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце 17 века. Подробное описание этого праздника можно встретить в «Трудах Второй Камчатской экспедиции» И.Г. Гмелина, путешествовавшего по Якутии в 1736-1737 годах, у академика А.Д. Мидлендорфа, у писателя декабриста А.А. Бестужева – Марлинского.
    У всех народов и во все времена борьба служила мощным средством физического воспитания человека и подготовки его к трудовой и военной деятельности. Условия и образ жизни различных народов, их обычаи и национальные традиции, особенности культуры существенным образом повлияли на содержание и правила многообразных и самобытных видов борьбы.
    Якутская национальная борьба хапсагай имеет древнюю историю. В эпоху кыргыса (эпоха войн) мальчиков с трехлетнего возраста обучали метко стрелять из лука, ловко владеть копьем и мечом, бороться, быстро ездить на лошади.
    Один из ярких представителей первой якутской интеллигенции Гавриил Васильевич Ксенофонтов в своей работе «Эллэйаада» описывает ысыах, организованный Тыгын Дарханом, где собрались все знаменитые богатыри земель, показать свою удаль и ловкость в борьбе «хапсагай».
    Соревнования по хапсагаю издавна проводились не только среди мужчин – детей и взрослых, было время, когда соревновались и женщины.
    Борцов в старину называли «даадарами». Также мерились силой и лов¬костью посредством «хапсагая» на свадьбах (Уруу) знатных родов, во вре¬мя осенней подледной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей и т.д. Поэтому этот вид спорта развивался весьма самобытно.
    Известны случаи, когда поединки длились несколько часов с переры¬вами и даже продолжались на следующий день. Победители соревнований пользовались уважением и почетом, о них слагались песни, имена отли¬чившихся передавались из поколения в поколение.
    К месту соревнований борцы подходили накрытые покрывалами из шкур быка. По команде, они сбрасывали покрывало и стремглав выбежав на середину круга, начинали смелый поединок. Замечательная победа, которую одержал на первом ысыахе якутов Майагатта Бэрт Хара, уроженец Тойон Муру, передается из поколения в поколение как предание. Бэрт Хара, как гласит легенда, оторвал руку одного из соперников, после чего тот умер. Так что «хапсагай» древних носил не только характер единоборства, но и воспитывал в них суровых боотуров-воинов.
    Не случайно, что «хапсагай» в древности сыграл большую роль в воспитании воина-боотура. Ребенка, нареченного быть воином (боотуром-богатырем), учили увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями, потом, когда он подрастал, пускали в него деревянные стрелы с заостренными кончиками, а позже настоящими стрелами. Возмужавшего юношу после соответствующих испытаний считали настоящим боотуром.
    В нашей республике совсем до недавнего времени, до 50-х годов, соревнования по борьбе «Хапсагай» проводились без разделения на весовые категории. Поэтому, как правило, побеждали люди, превосходящие своих соперников в физической силе. Здесь уместно вспомнить абсолютного чемпиона III Спартакиады ЯАССР в 1937 г. Василия Степанова (Буучугурас). Он весил всего около 90 кг и обладал недюжинной физической силой. Его ровесник тоже борец, ныне здравствующий Никита Докторов (Бычырдаан) весил 108 кг, также обладал большой физической силой. По его рассказам, получив повестку о призыве в Советскую Армию на одном из торжеств перед населением в родном Верхневилюйском улусе, поднял до колена молотилку весом около 400 кг. Таких при¬меров множество.
    Стоит вспомнить об Иване Александрове (Куустээх Уйбаан) из Усть-Алданского улуса, о Михаиле Федорове (Мээнчэ уола) из Олекмы, о Прокопии Брызгалове (Бе5е Тара5ай) из Чурапчи и о многих других. Следует отметить тот факт, что большой мастер ковра по какой-либо причине оставлял борьбу «хапсагай», то его манера и техника ведения борьбы уходили вместе с ним.
    Усовершенствуясь, развиваясь, «хапсагай» дошел до наших дней. В Республике Саха (Якутия) большой популярностью пользуется спортивное национальное единоборство "хапсагай". Это единоборство имеет огромное значение не только как средство, способствующее развитию массовости спорта среди населения, но и как важнейшее средство физического, нравственного и духовного воспитания детей и молодежи. В начале ХХI века в республике ежегодно проводится до 16-ти турниров с мастерской нормой.
    Специальные исследования посвящены вопросам возникновения, развития и содержания национальных видов спортивной борьбы: Э.Т. Рагимов (1948), Н.Г. Керимов (1962) посвятили свои исследования азербайджанской национальной борьбе "гюлеш"; Я.Ю. Абрамов (1950) исследовал спортивную таджикскую народную борьбу; С.Г. Туманян (1955) - спортивную армянскую борьбу "кох"; Н.П. Рудченко (1959) - спортивную узбекскую борьбу "кураш"; Ф.Е. Байман (1972) - спортивную киргизскую борьбу "куреш"; Руснак П.К. (1973) - молдавскую национальную борьбу "трынтэ" и др.

    0
  • Уйбаан
    19 ноября 2011  

    Мас Мэхээлэ

    Борогонском улусе (теперь Усть-Алданский улус) в начале ХХ века жил знаменитый человек Мас Мэхээлэ (Михаил Карамзин), который свободно поднимал тяжести до полтонны весом. Участвуя в схватках в борьбе «хапсагай», он остался великим борцом Якутского края, непобежденным никем до самой смерти.
    Самая легендарная схватка Мас Мэхээлэ — это его встреча с русским богатырем из Санкт-Петербурга. Однажды из столицы России приехал в Якутск важный сенатор, и с ним был его человек — рыжий детина огромного роста и телосложения. И вот, губернатор Якутска и высокие гости, решили свести обоих силачей померяться силой. Был ясный солнечный день, и под Малым базаром на Зеленом лугу собрались посмотреть на схватку почти все жители города. Местные (якуты и русские) болели за своего земляка Мас Мэхээлэ. Сделали ставки на победителя. И вот, увидев гостя-великана, человека выше себя на целую голову, Мас Мэхээлэ смутился, но виду не показал. Великан как свирепый медведь набросился на противника, в пылу даже порвал на нем борцовский пояс, потом, выругиваясь, захапал якута огромными ручищами. Но Мас Мэхээлэ не испугался напора, и, улучив нужный момент, ловко подсек его, нажал на подколенки — и рыжий богатырь, как библейский голиаф, грузно рухнул на землю. Победа!
    Горожане радостно закричали, стали бурно хвалить своего земляка-непобедимого Мас Мэхээлэ. Уру-у-уй! Да, это было поистине яркое событие в истории всех дореволюционных спортивных схваток в Якутии.

    0
  • Уйбаан
    19 ноября 2011  

    Куустээх Уйбаан Боссоойко икки

    Куох хонууга тустубуттар. Тустуу тэннэьиинэн буппут, ол да гыннар Куустээх Уйаан биирдэ сыыьы туттуран тобуктата сылдьыбыт.
    Кэлин кэпсиирэ уьу: "Боссоойко улахана бэрт буолан, тутарга-хабарга табыгаьа суога - чахчы илиьиннэрбитэ"-диэн.
    Куустээх Уйбаан киьини кохсун имэрийэр идэлээх эбит. Уус-Алдан Оноругэр Кэссиэ Лэгэнтэйэ диэн кустээгинэн эмиэ аатырбыт киьи атагар сана туран эрдэгинэ Тандалгыга Куустээх Уйбаан сылдьыбыт. Саха оьогун иннигэр кохсун сылыта турар уолу: "Чугас эргин эйиигин учугэй ого уоскээн эрэр дииллэр"- диэн баран ытыьын моонньугар ууран баран кохсун тоногоьуунан аллараа диэки имэрийбит. Кэлин Кэссиэ Лэгэнтэйэ кэпсиирэ уьу: "Илиитэ ыарахана сурэ бэрдэ, нэьиилэ иэним хамсаан баран тулуйбутум" - диэн.

    0
  • Maxyakut2011
    23 ноября 2011  

    Хапсагай

    Жители Якутии по праву могут гордиться своими исконно народными играми и видами спорта, дошедшими до нас с незапамятных времен. Выработанные на протяжении веков физические упражнения и состязания коренных народов Якутии надежно сохраняются и широко применяются в современной системе физического воспитания, народ к ним очень бережно относится, так как они развивают силу и ловкость, быстроту мышления, столь необходимые в трудных условиях Севера.

    В 60-х годах прошлого века на спортивных аренах Советского Союза появились и сразу же громко заявили о себе якутские борцы-вольники. Следом за ними высших достижений по боксу, тяжелой атлетике, а позднее по самым разным видам единоборств – кикбоксингу, муай-таю и другим, неоднократно добивались выходцы из северной республики. Первым олимпийцем из народа саха, насчитывающего всего около 400 тысяч человек и проживающего в самом холодном месте планеты, стал (как ни странно для уроженца Севера) яхтсмен Тимир Пинегин, завоевавший золотую медаль на Римской Олимпиаде в 1960 году.

    С 1972 года началась новая эра якутского спорта, когда на высшую ступень олимпийского пьедестала поднялся якутский борец Роман Дмитриев. Затем было триумфальное выступление сразу трех представителей народа саха на Монреальской Олимпиаде – золото Павла Пинигина и серебряные медали Романа Дмитриева и Александра Иванова. Все они были воспитанниками и учениками гениального тренера Дмитрия Петровича Коркина, положившего в основу якутской школы вольной борьбы элементы национальной борьбы – хапсагая.

    Фундаментом этих прорывов на высоты спортивного Олимпа, безусловно, были национальные виды спорта и народные игры, которые бережно сохранялись нашим народом в течение столетий, передавались из поколения в поколение и служили основным средством сохранения здоровья населения в экстремальных условиях, средством выживания целого этноса.

    Академик, этнопедагог Г.Н.Волков в свое время сказал: «У народа саха есть целая игровая цивилизация». Якутские народные игры учитывают климатические и природные отличия сурового северного края, особенности физического строения и даже менталитета нации, приучают северян с детства противостоять в борьбе за выживание, обучают ловкости, сноровке, выносливости, необходимой охотникам и кочевникам. К тому же они, что особенно важно с учетом того обстоятельства, что в Якутии «девять месяцев - зима, а остальное - лето», не требуют больших физических пространств, особого и зачастую дорогостоящего оборудования, доступны практически каждой семье, каждому ребенку.

    Видом спорта №1 у якутов ныне является вольная борьба, которая обрела здесь свою настоящую родину уже более полувека назад. Потому что издревле самым любимым народным развлечением была национальная борьба хапсагай, что в переводе с якутского значит «ловкий, быстрый». Именно эти качества были необходимы каждому мужчине, чтобы добыть зверя в бескрайней и глухой тайге, не умереть от голода и холода во время охоты в 50-60-градусные морозы, противостоять всем трудностям сурового северного быта, и воспитывались они в северянах с самого детства.

    К тому же хапсагай изначально был и боевым видом единоборств -якутские боотуры умело применяли не только приемы борьбы, но и сочетали их с элементами рукопашного боя, использовали в схватках различное оружие. Правила хапсагая просты и понятны - для победы над соперником необходимо заставить его коснуться земли любой третьей точкой (кроме ступней ног), хоть кончиком пальца, даже если это произошло случайно - хапсагай не прощает ошибок. Захваты, зацепы ногой, подсечки, обвивы, подъемы соперника - все эти приемы имеют якутское происхождение и свое исконное название. Поединки требуют внимания, ловкости, выдержки, устойчивости на ногах и наблюдательности. Есть свои школы этой всенародно любимой борьбы в каждом улусе (районе) Якутии.

    Из хапсагая вышли многие известные борцы-вольники и вместе с тем не всякий даже самый титулованный борец вольного стиля может выступать в хапсагае наравне с простыми выходцами из народа - мастерами национальной борьбы. Самый массовый и любимый всем народом праздник встречи лета -Ысыах во все времена не обходился без схваток борцов.

    Издревле победители этих состязаний становились поистине народными героями и почитались десятилетиями, легенды об их подвигах на зеленом ковре передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

    Якуты всегда почитали и в своих былях и сказаниях народного эпоса олонхо превозносили сильных, ловких, могучих богатырей-боотуров. Во всех этих легендах и преданиях главными героями являлись люди, не злоупотребляющие своим могуществом.

    Подобные морально-этические нормы поведения также передавались от отцов к детям, от дедов - к внукам.

    Особенно не принято у якутского народа выставлять напоказ свою мощь, силу и другие выдающиеся физические качества.

    Такими чудо-богатырями были легендарные силачи XIX-XX веков, имена которых до сих пор на слуху у всего якутского народа: устьалданцы Майагатта Бэрт Хара, Күүстээх Уйбаан - Иван Александров, Мас Мэхээлэ - Михаил Карамзин и Күүстээх Куонаан - Конон Попов, хангалассец Биэстээх Бочоох, чурапчинец

    Бөҕө Тараҕай - Прокопий Брызгаев, нюрбинец Софрон Андреев-Кэрэ Киhи уола, верхоянец Ааппый - Харлампий Васильев, верхневилюйцы Василий Степанов-Буучугурас, Никита Докторов-Бычырдаан и другие.

    Ныне широко известны в народе имена абсолютных победителей Игр Манчаары разных лет, многократных чемпионов республики Максима Васильева, Юрия Андреева, Захара Чукрова и его сыновей Николая и Ньургуна, Сергея Скрябина, Анатолия Андреева, Петра Табунанова, Леонида Николаева, Михаила Тихонова, Петра Никифорова, Александра Брызгалова, Петра Бурцева, Василия Стручкова, Андрея Яковлева,Николая Семенова, Вадима Семенова, Семена Семенова и многих других.

    Персонажи олонхо - богатыри племени Айыы Ньургун Боотур, Мюльдю Беге, Айыы Дьурагастай, Эрбэхтэй Бэргэн и другие были такими же добросердечными защитниками жителей Среднего мира. При этом интересно, что все боотуры олонхо в конце жесточайшей схватки побеждали своих врагов при помощи приемов борьбы хапсагай. Как выяснили ученые, якутское народное произведение - олонхо зарождалось свыше тысячи лет назад. Следовательно, именно с тех пор, и возможно, даже и ранее, существовала и борьба хапсагай, притом в виде боевого искусства совершенствования человека!

    0
Ответ на тему: хапсагай это откуда и для чего кто прородитель
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания