1 год на форуме Автор 3 уровня Топ пользователь Все
Награды
1 год на форуме
1 год на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
Про узбеков.
  397
Галиев А.А."Узбекистан в поисках "старой" идентичности".

В формировании современного узбекского народа, как известно, при-
нимали участие ирано- и тюркоязычные этносы. Конструирование узбек-
ской нации из многочисленных разнородных компонентов хорошо пока-
зано в статьях и монографии С.Абашина (1).
Если первых можно считать автохтонами, то вторых, хотя они и зафик-
сированы на территории Узбекистана относительно рано, все же нельзя
назвать населением коренным. Кроме того, сам этноним «узбек» связан
с достаточно поздним появлением в оазисах Средней Азии тюркоязыч-
ных племен с территории современного Казахстана. Собственно говоря,
270 № 2 • 2011
кочевые узбеки и казахи Джанибека и Керея, составляли один народ, еще
в период правления Абулхаир-хана, от которого и отделились мятежные
султаны. И еще некоторое время, одни из них назывались узбек-казахи,
вторые, – казах-узбеки. В советский период, был задействован мощный
административный ресурс, в результате чего, к узбекам были причислены
многочисленные и разнородные этносы, тюркского и иранского проис-
хождения: кипчаки, карлуки, курама, сарты, таджики и многие другие.
Столь же сложным является и формирование территории Республи-
ки Узбекистан. В состав новой, тогда еще, Советской республики вошли
земли, населенные как выше перечисленными этносами, так и земли, ко-
торые традиционно входили в состав Казахского ханства. Передача ка-
захских земель в состав Узбекской ССР происходила в несколько этапов
(1924 г. , 50-е годы, при этом мы не говорим о передаче Каракалпакии,
находившейся в составе Казахстана).
Формирование современной узбекской нации может служить яркой
иллюстрацией, подтверждающей идеи конструктивистов. «Было бы наи-
вным, – пишет А.Ильхамов, – представлять формирование узбекской на-
ции как «объективный» естественно-исторический процесс. На самом
деле, процесс формирования современной узбекской идентичности сле-
дует рассматривать в тесной взаимосвязи с образованием Узбекской ССР,
а также в значительной степени как результат сложения усилий правящих
и культурных элит» (2).
Действительно, формирование узбекской нации является классиче-
ским примером конструирования. И поэтому, уже в тот период началась
активная работа по созданию узбекской истории. Но если, в Советский
период, независимость союзных республик была de facto фиктивной, гра
ницы считались административными, и поэтому многие народы, по эт-
нической и исторической территории которых прошли эти границы, не
испытывали больших сложностей. Кроме того, память о подавлении вос-
станий Советской властью, останавливала от каких-либо действий, на-
правленных на восстановление исторической справедливости. Выгоды,
которые получали «новые узбеки» от смены записи в 5 графе, компакт-
ность их проживания в районах, примыкавших к «своим» республикам
(казахи – в Ташкентской области, таджики – в Бухарской и Самарканд-
ской), в какой-то мере сглаживали результаты конструирования. Но распад
Советского Союза сразу же обострил все этнические и территориальные
проблемы. Возникла вероятность распада еще не вполне сцементирован-
ной нации. В дальнейшем могла произойти если не «балканизация», то,
по крайней мере, развитие событий по приднестровскому варианту.
271
Все это является объективным фактором, предопределившим продол-
жение работы по мифологизации истории узбекскими историками.
Главная сложность заключалась в том, чтобы показать преемствен-
ность (т.е. автохтонность) развития узбекской нации и государства на
данной территории. Распространение этнонима «Узбек» на все многочис-
ленные этносы республики, было оправдано только с точки зрения, что в
предреволюционный период верховная власть в местных ханствах и эми-
ратах принадлежала кочевым узбекам. Но так как этот этноним и его но-
сители пришли из Дешт-и Кипчака, они не могли претендовать на автох-
тонность. Поскольку пришельцы и их потомки были кочевниками, трудно
было приписать им и сооружение архитектурных памятников Самаркан-
да, Бухары и других городов, тем более что многие из них были воздвиг-
нуты задолго до прихода узбеков.
Поэтому один из основных векторов развития мифологизированной
истории является удревнение узбекского этноса. Этот вектор задается
трудами первого лица государства. В книге Каримова “Узбекистан на по-
роге XXI века” (1997) пространно пишется о древности “узбекского на-
рода” и о возрождении “узбекской государственности” (3).
В “Очерках по истории государственности Узбекистана”, говорится
о “факте самостоятельного возникновения, становления и развития на-
циональной государственности на протяжении нескольких тысячелетий”,
об “автохтонной этнокультурной основе” и “традиционности существо-
вания узбекской государственности.” История становления государствен-
ности Узбекистана, как утверждают авторы, – берет свое начало со II ты-
сячелетия до н.э., с эпохи бронзы...” и , следовательно, речь идет о “трех-
тысячелетней истории национальной государственности узбекского на-
рода.
Не миновал Узбекистан и «арийский синдром». Так, Аскаров утверж-
дает, что «арийцы произошли из тюркских кочевых скотоводческих пле-
мен». Но в последующий период истории «арийцы постепенно теряли
свой родной тюркский язык и, в конечном счете, иранизировались» (5).
Согласно другой версии, предлагаемой узбекскими историками, пред-
ки таджиков пришли в Центральную Азию только с арабскими завоевате-
лями в VII-VIII веках из Западного Ирана (6). Параллельно с удревнением
государственных традиций узбекского народа, происходит приватизация
древней истории Бухары и Самарканда. Данная мифологема зародилась
еще в советский период. Так, в туристическом путеводителе по Самар-
канду, изданном ЦК ЛКСМ Узбекистана уже на исходе советской власти
(Ташкент,1990), в частности, сообщается о вскрытии мавзолея, располо-
женного в некрополе под таджикским названием «Шах-и зинда» (живой
царь). Ранее предполагалось, что в нем погребен выдающийся таджик-
ский ученый 15 века Салохиддин Козизода-и Руми, но оказалось, что в
его предполагаемом мавзолее похоронена какая-та женщина. Будь это об-
наружено в любом другом месте, о нем сообщили бы, наверное, следую-
щим образом: в предполагаемой могиле известного астронома найдены
останки неизвестной женщины. Но это открытие было сделано в Узбеки-
стане, причем в Самарканде. Поэтому путеводитель устами безымянного
археолога сообщает неосведомленным туристам следующее: «Вскрытие
показало, что погребение принадлежит женщине 30-35 лет с выраженны-
ми чертами монголоидности».
Были объявлены тюрками скифы, саки, тохары, эфталиты и кушанцы,
равно как и ряд выдающихся деятелей науки и культуры, такие как Ави-
ценна и Бируни,Низами и Бедиль и даже Рудаки.
Ответов 6 Написать ответ
  • садык.каз.2017
    12 марта  

    Ю. Брегель раскрыл цель апроприации: «С одной стороны, они пре-
    тендуют на все исторические и культурные фигуры, которые жили на на-
    стоящей территории узбекской республики с самого начала мусульман-
    ского средневековья. Так, например, аль-Бируни объявили «великим
    узбекским ученым эпохи средневековья»; сходная судьба постигла и Му-
    хаммада аль-Хорезми (оба жили за 500 лет до появления на историче-
    ской сцене даже кочевых узбеков, не говоря уже об узбекской нации). С
    другой стороны, они расставили свои рыболовные сети шире и поймали
    богатый улов: чагатайский язык, являвшийся общим литературным язы-
    ком всех центрально-азиатских тюрок, они присвоили себе, переимено-
    вав его «староузбекским», а затем объявили узбеками всех тюркских поэ-
    тов и писателей, писавших на чагатайском. Среди них наиболее известен
    Мир Алишер Навои, который стал «великим узбекским поэтом», хотя он
    сам был уйгуром и умер в Герате до того, как туда пришли узбеки в каче-
    стве завоевателей» (9).
    Еще одна сложность, – претензия на лидерство в регионе и законо-
    мерность возникновения Республики Узбекистан на данной территории
    должны были быть подкреплены наличием мощного централизованно-
    го государства – предтечи. В наличие были достаточно сильные госу-
    дарства, в первую очередь Кокандское ханство. Но эти государства (кро-
    ме Кокандского – Хивинское, Бухарское) появились только в новое вре-
    мя, и их было несколько на территории современного Узбекистана, и все
    они были полиэтничными. Централизованного же узбекского эмирата
    или тем более ханства (на титул хана, согласно Чингисизму, могли пре-
    273
    тендовать только потомки Потрясателя Вселенной, поэтому нередко
    на трон в среднеазиатские государства приглашались выходцы из казах-
    ских торе) не существовало.
    Поэтому неудивительно, что основателем государства здесь офици-
    ально был провозглашен великий завоеватель эмир Тимур, который дей-
    ствительно оставил после себя огромную империю.
    Хотя Тимур, как историческая личность, несомненно, велик, но в его
    биографии есть некоторые моменты, которые ставят под сомнение его
    кандидатуру на почетное звание отца-основателя Узбекского государства.
    Прежде всего, он считался не вполне полноправным правителем, так как
    согласно идее чингисизма, не был потомком Чингисхана, но чтобы леги-
    тимировать свое правление он женился на девушке из ханского рода и по-
    лучил опосредованное право на правление, в качестве гурганджа – зятя.
    Кроме того, он не был узбеком, происходя из отюреченного монгольского
    племени барлас. И самое главное, он огнем и мечом прошелся по коче-
    вьям тех, кто на самом деле были узбеками. Более того, гибель государ-
    ства тимуридов связана была с узбеками .
    «Память о нем (Тимуре – А.Г.) имеет большое значение для строи-
    тельства правового демократического государства, которое заняло бы до-
    стойное место в мировом сообществе, и воплощения идеи «Узбекистан
    – государство с великим будущим», – отмечается в школьном учебнике
    истории (10).
    Подлинные же мотивы использования фигуры Тимура вскрыл амери-
    канский исследователь Стефен Хигарти: «Представление Тимура как сим-
    вола восхождения Узбекистана на мировой сцене в качестве независимой
    региональной силы предназначено как для внутреннего, так и внешнего
    потребления. Возведение завоевателя и создателя империи на пьедестал
    национальной иконы и утверждение, что Тимур олицетворяет именно
    узбекский (а не среднеазиатский или туркестанский) исторический опыт,
    очевидно, имеет прямое отношение к взаимоотношениям Узбекистана с
    его соседями. Новоявленный Тимур фактически есть главное украшение
    новоизобретенной «узбекской национальной идеологии», основанной на
    идее, что с незапамятных времен узбеки были и остаются преобладаю-
    щей политической и культурной силой в Средней Азии. Подчеркивая зна-
    чительность фигуры Тимура для современной политики, узбекское руко-
    водство, очевидно, утверждает свое как бы первородное право (perceived
    birthright) на роль первого среди равных и основного строителя нового
    регионального порядка в Средней Азии» (11).
    274 № 2 • 2011
    Таким образом, в Узбекистане четко проявляется примордиалистский
    подход в освещении проблемы происхождения узбекского народа и госу-
    дарственности.
    Попытка иного (конструктивистского) взгляда на формирование
    узбекской нации (12) вызвала резкую критику, прежде всего, со стороны
    представителей официальной исторической науки (13).
    По мнению директора обсерватории им. Мирзо Улугбека Нодира
    Акрамова, намеренно забыты заслуги русского ученого-археолога Васи-
    лия Вяткина, благодаря которому была раскопана обсерватория Улугбека
    – внука легендарного Тимура. Акрамов считает, что новая версия нацио-
    нальной истории написана в угоду политическим амбициям отдельных
    личностей. Акрамов предостерегает, что идеология независимого Узбе-
    кистана, вмешивающаяся в историческую науку, приведет к тому, что все
    чаще и чаще будут допускаться неточности, и в итоге историческая ис-
    тина бкдет утрачена навсегда.

    "Иран-Наме"-научный востоковедческий журнал. N2(18) 2011г.
    Гл.редактор Сафар Абдулло.

    0
  • Туран
    12 марта  

    Есть узбек похожие на қазақ есьь похожие на тажиков.похожие на қазақ больше.Значет 20 милион узбек қазақи.

    0
    • Мергн
      13 марта  

      Туран,
      мы все в какой-то степени иранцы. Калмыки скорее всего лишь частично лингвистически и по обрядово-верованиям.
      И это хорошо, мы все братья. Австрийцы называют свою страну от праздника Пасхи, но праздник называется почему-то в честь древне-германской богини весны. А эта богиня тезка или копия или дочь иранской богини Астарты.
      Огромный иран этнос распался, и казахи и узбеки и таджики потомки также иранцев, только процент разный.
      Так что спор ни о чем)
      Уйгуры и многие несибирские тюрки скорее всего потомки вост иранцев согдийцев (торгашей).
      Ну конечно, имеются и другие корни...

      0
  • Мергн
    13 марта  

    Интересно, у уваж казактар, есть один хромой прародитель многих осн родов, кажется Майкы.

    Может этот Майкы и был Тамерлан ?
    Пока не верю, что казахи были против хромца, скорее за.

    0
  • обходчик
    16 марта  

    прошу не примазывать узбеков к тамерлану, ибо именно узбеки изгнали его бабурят из афгана в индию

    0
Ответ на тему: Про узбеков.
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Предложения и замечания