8 лет на форуме Автор 3 уровня Популярный комментатор Все
Награды
8 лет на форуме
8 лет на форуме
Автор 3 уровня
Автор 3 уровня
Популярный комментатор
Популярный комментатор
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
1000 просмотров
1000 просмотров
Бэрт-Хара
  1998
В Борогонцах около озера Кыыс-Ханга жила женщина по имени Дурбан. От прелюбодейной связи с Лёгёй-Тойоном она родила сына. Последнего звали Майыттыган.
Тогда же около озера Мюрю жил некто Тарбыах-Тиис, очень богатый человек. По поводу его имени некоторые по догадке говорят, что он, должно быть, имел очень редкие зубы, напоминающие зубья железного скребка.
Майыттыган от рождения был калекой и не мог ходить. Однажды пронесся слух, что идут какие-то войска [кыргыс]. Испуганное население начало переселяться в глубь тайги. Старуха Дурбан посадила сына-калеку на санки и потащила сама. В одном месте пришлось ей подниматься на высокий подъем. Она была не в силах затащить санки с сыном. Тогда в гневе она проговорила:
"Ах, какая досада, так развезло тебя, однако ты по сию пору не в силах ходить и причиняешь мне такие муки и страдания".
Так сказав, она опрокинула санки. Сын, хотя и был калека, имел при
себе пальму. Эту пальму он кинул в мать. Ее острие слегка содрало у матери кожу голени. Она заплакала. Парень повинился перед матерью и сказал:
"Говорят, материнская кровь бывает спасительна, намажь-ка своею кровью мои ноги".
Мать стала мазать своей кровью, приговаривая:
Намазала живительной горячей кровью.
Да не споткнутся твои суставы,
Пусть окрепнут твои главные кости...
Затем она подала сыну две тонкие жердинки. Парень, опираясь на эти жердинки, сам поднялся на пригорок. С того времени он совсем выздоровел. Стал неимоверно сильным, бегал с быстротой летящей птицы. Во время промысла он стал обходить огромные пространства. В озерах ловил рыбу сачком, на западной стороне Лены настораживал свои самострелы.
Старший сын Тыгына Мёчёкё-Бёгё услышал, что Майыттыган промыш¬ляет на западной стороне Лены. Однажды зимой он увидел в лесу следы Майыттыгана, который нес на себе огромное количество зайцев. М.-Б., быстро ехавший верхом на лошади, догнал и ударил его сзади грудью своего коня. Майыттыган, вздрогнув от неожиданности, одним ударом повалил в снег коня и всадника. Затем приподнял М.-Б. и стряс с него снег. Пришедши домой, он говорит матери:
"До следующего обхода зайцев нам, очевидно, не хватит [провизии]. Отсюда недалече я встретился с каким-то всадником и нечаянным ударом повалил его вместе с конем. Конь, видимо, там пропал. Ты бы пошла и приволокла того коня".
Старуха пошла и притащила всю тушу лошади. Это мясо, конечно, съели.
После того события Тыгын со своим народом, дойными кобылами и коровами, с убойным скотом, с челядью и войском прикочевал к озеру Мюрю ["кёсён таххар" можно перевести и "переселился"].
Они проехали мимо озера Ханга. Майыттыган в это время около своей юрты рубил дрова. Рядом с Тыгыном ехали трое его сыновей. Тыгын, увидев Майыттыгана, сказал сыновьям:
"Подарите-ка вон тому горемыке стрелу".
Все три сына открыли стрельбу. М. все их стрелы ловил руками и разламывал.
Вот Тыгын добрался до озера Мюрю. Там на восток от жительства Тар- быах-Тииса была обширная поляна, на ней теперь стоит поселок под названием Юёс-Ыала. На этой поляне Тыгын и поселился, поставив свою урасу.
Тарбыах-Тиис, опасаясь Тыгына, позвал Майыттыгана. Тот пришел. Но немного погодя его зовет к себе Тыгын. Последний приказал подать гостю кумыс в чороне. Едва лишь М. наклонился к посуде, Тыгын со всего размаха ударил его пальмой, которую до того держал взамен трости, направив удар на верхушку темени. М. отскочил в сторону. При этом кумыс в посуде, бывшей у него в руках, даже и не шелохнулся. Тотчас же Тыгын воскликнул:
"Мое дитя, ты — герой, герой [эрдин]. Я лишь испытываю тебя".
М., обнаруживший вначале признаки гнева, быстро успокоился. Говорят, он был простодушный человек.
В это время сыновья Тыгына попробовали было натянуть лук Майыт¬тыгана, но не смогли. Промеж себя они решили, что из этого лука М. не стреляет и таскает лишь для виду. Сыновья Тыгына попросили М. показать свою меткость в стрельбе и резвость в беге. Вдали села плишка. М. выстре¬лил, полетели лишь пух и перья. В беге он опередил коня. Пробегая, он случайно задел развилистую лиственницу и сломал одну из ее толстых развилин. Рассказывают, что та лиственница лежит и теперь на мысу Кунньалатта, повалившись на землю.
М. вернулся в дом Тарбыах-Тииса. В течение двух дней со стана Тыгына никто не показывался. Тарбыах-Тиис, заподозрив в этом что-то особенное, отправил людей разведать. Оказалось, что Тыгын со всеми людьми уже укочевал, оставив на месте неразобранными половины своих урас. В это время весь караван Тыгына уже проехал летник Хатынг-Сысыы, откуда они угнали и скот с местных летников. Кругом происходила целая суматоха. Все местные обитатели с пути Тыгына угоняли свой скот в глубь леса. По пути Тыгына, не доезжая 20 верст до Лены, был один летник. Это было жительство главы соттинцев [Соттинский наслег] Бараан-Тэбинэя. Во время прохождения людей Тыгына этот Бараан-Тэбинэй, одев волчью шапку и в дохе, держа в руках лук и пальму, стал у самой дороги, обратившись к Тыгыну спиной [этим он хотел выразить свой гнев на Тыгына]. Увидев его, Тыгын сказал:
"Ребята, вон стоит крепыш, ну и славная волчья голова. Не трогайте его".
С тех пор тот летник стал называться Бёрё-Бас — Волчья Голова.
Добравшись до Лены, люди Т-на стали строить плоты, чтобы переправить скот. Повалив растущие деревья, сделали изгороди для скота, но несмотря на это, скот разбегался во все стороны. Из местных жителей, как рассказывают, два удальца, Ымынахтаах-Баатыр и Тёнгюргэс-Бёгё, собирали разбегавшийся скот и угоняли [очевидно, к себе].
Одна корова побежала было в сторону. Это будто бы была шаманка- оборотень. За ней погнался сын Тыгына Очорбой-Хосуун. Он спустил вниз высокие голенища своих торбасов [или наколенники], чтобы ловчее было бежать, однако ему не удалось настичь корову. Один витязь [из местных жителей] повалил его, угодив стрелой в печень. Умирая, Очорбой-Хосуун взмолился к тому витязю:
Ты не рассказывай, что убил
Сына повелителя Тыгына
Очорбой-Хорсуна,
Не черни мое имя.
Говори, что убил
Слабую старушонку,
Которая не смогла пригнать корову.
Люди Тыгына переправили весь скот через Лену.
Ответов 76 Написать ответ
  • Быйанг
    30 апреля 2017  

    Это все из книги Ксенофонтова

    0
  • чингиз...
    Чингиз...
    Валерий Борисов
    30 апреля 2017  

    Отлично.

    0
  • Быйанг
    30 апреля 2017  

    Могу еще больше текста надергать о Бэрт Хара из научных, исторических книг

    0
  • QazaQ
    30 апреля 2017  

    Очень интересно.Пиши еще Быйанг.Имена героев тяжеловаты правда.У нас тоже много героических эпосов(свыше 50)Но расскажу про любовь.А это эпосы"Баян-сулу,Қозы көрпеш" и "Қыз Жибек"

    0
  • QazaQ
    30 апреля 2017  

    "Баян-сулу,Қозы Көрпеш" переводится с казахского Красавица Баян и Козы Корпеш(гл.герой).Когда точно возник эпос сказать трудно но первые данные о нем известны с 13 века.Персонажи реальные т.е не вымышленные.Начинается эпос с того что два друга Сарыбай и Қарабай(имя уже говорит о отрицательности)Қара на казахском черное.Два друга договариваются о том что сын Сарыбая,Қозы и дочь Қарабая,Баян поженятся когда вырастут(каз.традиция называется Аттастыру).Вскоре Сарыбай умирает.Его вдове и сыну приходится нелегко.Нежелая отдавать дочь обедневшему сироте,Карабай пережает очень далеко.Когда вырастает Қозы он отправляется к своей обещанной жене.Красавица Баян и Батыр Қозы при встрече влюбляются.Но против выступает Қодар(отр.персонаж)которому Қарабай пообещал дочь,уже забыв о Қозы корпеше.Қодар обманом убивает Қозы Корпеша и избавляется от конкурента.У Баян нет выхода.Но она решает отомстить за любимого и просит Қодара достать из глубокого колодца чистой воды.Қодар держась за очень длинные косы Баян спускается в колодец(это конечно поэтическая постоновка сказателей,на самом деле он естественно спускается на аркане)Когда Қодар опускается Баян перерезает косу/арқан и Қодар умирает.Баян идет к телу любимого Қозы и вонзает кинжал себе в сердце.Брат Қозы корпеша Айбас собирает 50 тысяч джигитов и строит для них мавзолей как символу любви.Камни для него везут за 90 км.Этот мазар высотой 12 метров и размером 7,10 ×7,10 до сих пор стоит недалеко от городка Аягөз Восточно Казахстанской области.Как определяют ученые время построики мазара 5-10века.Мазар обшит гранитом.В честь Баян сулу Қозы Корпеш в Казахстане названы улицы,кондитерская фабрика в Қостанайской области(старая и мощная фабрика к слову) и назван день влюбленных.

    0
    • Быйанг
      30 апреля 2017  

      QazaQ,
      Это из книги Ксенофонтова. Они специально ездил по Якутии собирал у стариков придания о древности, и кто что помнит из рассказов дедов, а те все время от своих дедов. Ксенофотов изучал архивные документы. Участвовал и организовывал научные архиологические раскопки, исследовал старые заброшенные места, и старину в селах и в Якутске, Олекмиске,, Вилюйском и Оленекском, на Байкале, в Красноярском крае, и на Енесее и в Орхоне.

      0
    • nathan
      30 апреля 2017  

      QazaQ, Сарыбай и Қарабай(имя уже говорит о отрицательности)Қара на казахском черное...это не верно.
      Кара...иносказательно означает горы(горцы) Сары...равнинные(жители равнин)
      Баян ...шаман.
      Козы...кочевник, из кочевого племени
      Корпеш...провидец, знахарь
      Красавица Баян и Батыр Қозы...красавица удоганка и богатырь провидец.
      Сюжет жили были два племени горцы(тунгусы) и тюрки(равнина) тунгусы хитростью и коварством убивают тюрка.
      Тюркская невеста отомстила тунгусу утопив его в колодце отправив тунгуса к предкам налимам.

      0
      • QazaQ
        30 апреля 2017  

        nathan, хе хе ну и фантазия братец.Қара это черное и горы и равнины не причем.Баян девушка.Шаманов у казахов небыло.Есть лекари(бақсы) но они лечат народной медициной при этом читай Қоран.Кстати ходить к лекарю грех и муллы боролись с ними всегда.А авторитет муллы намного выше.Удоганок у нас нет.Об этих нациях от вас узнаем.У казахов все соседи тюрки(кыргызы узбеки туркмены ногайцы башкиры алтайцы.

        0
        • nathan
          30 апреля 2017  

          QazaQ, Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийсто был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда маканчи-Садыровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину. В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время не понятное и загадочное. По его словам он прожил несколько лет в Якутской области, через 3—4 месяца по прибытиитуда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеш и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находиться в Лепсинском уезде на р. аягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян — якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеш или Баян (не помню кого из них называл Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеш и Баян, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный; и во всяком случае не из тех, которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т.д.; такими делами он не интересовался и вообще ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии.

          0
  • Быйанг
    30 апреля 2017  

    Я в тут в форуме несколько раз читал юзеров, которые писали что Бэрт хара эвенк (хотя эвенков в то время еще не было). Даже с древних пересказов, даже в те года, тунгусы пытались говорить о том, что Бэрт Хара был бурятом. Как они ненавидят нас — якутов.. еще с тех пор пытаются опорочить.. а сейчас уже древних именитых людей нагло приписывают к себе. Кто-то тут в форуме писал, как будто Тыгын убегал от эвенка Бэрт Хара. Вот такие вот дела тут творятся.

    0
    • QazaQ
      30 апреля 2017  

      Быйанг, Ну Тыгын жил в 17 веке.И тунгусы тогда тоже были несомнено.Оставь эти глупости о том что эвенков создал совок.Это нереально.

      0
      • Быйанг
        17 июля 2017  

        QazaQ,
        Ну, не эвенки же, а тунгусы. А унгусы это не народ, а бродячие охотники их было много разных племен и семей..

        0
  • QazaQ
    30 апреля 2017  

    "Қыз-Жібек" боллее поздний эпос.Чуть старше периода Тыгына Дархана.Об времени жизни героев можно узнать об упоминаний о джунгар(предков калмыков).Главный герой Толеген наслышаный об красоте Жібек(шелк на казахском в прямом переводе.и женское имя)от своего друга Қаршаға(муж.имя и также переводится как пустельга птица)отправляется к ней.Он берет с собой богатый калым и несмотря на протест отца отправляется в путь.Прибыв к Жибек он женится на ней.Влюбленные счастливы.Но несчастлив разбойник Бекежан также влюбленный в Жібек.В походе на джунгар он исподтишка сзади убивает Төлегена.Лошадь Толегена Ақбозат(название как у той башкирского скакуна о котором писал саксаксак)возвращается в аул и Жібек понимает что случилось.Находится свидетель(девушка.которую Бекежан тоже пытался убить но она спаслась)Бекежана приговаривают к смерти.Первая часть эпоса заканчивается.Төлеген в эпосе описывается простым романтиком не сказочным батыром но весьмо красивым.Жібек очень красивой и мудрой.Бекежан очень коварным и хитрым.Еще один смысл в том что Толеген ослушался отца.
    Вторая часть эпоса.Через несколько лет братишка Толегена Сансызбай едет к Жібек чтобы женится на ней.По казахским традициям(аменгерлік) вдова должна была выити замуж за брата погибшего мужа ибо чужой мужик не будет заботится о ее детях.А дядя будет ухаживать за ними даже лучьще чем за родными детьми.В это время джунгарский батыр Корен хочет забрать Жібек.При жизни Толеген предупреждает Жібек что его братишка всегда поможет ей вслучае чего.Есть такая каз.пословица"Ағасы бардын-жағасы бар,іңісі бардын-тынысы бар" если вольно перевести то Брат-защитник,братишка-второе дыхание.Сансызбай вступает в бой с калмыкским батыром и убивает его и возвращается с Жібек в свою область(в свой аул).Персонажи эпоса рельны и жили в 15-16 веках в западном Казахстане.По мотивам этого эпоса был снят фильм-классика каз.кинематографа "Қыз Жібек".Оба эпоса являются символами казахской любви.Есть еще эпос "Лейла и Мяжнун" но это общемусульманский эпос-дастан.

    0
  • Хе
    30 апреля 2017  

    Саян пришел отобрал топ у БыйанГв..(( к стати что озночает имя Саян?? У нас полно таких имен Саян и Саяна.

    0
  • nathan
    30 апреля 2017  

    женщина по имени Дурбан.
    Лёгёй-Тойоном
    Майыттыган
    главы соттинцев [Соттинский наслег] Бараан-Тэбинэя.

    РАД ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ...Племя дурбан. Это племя – из нирунов, близко к племени баарин: они разветвились от одного корня.

    0
    • nathan
      30 апреля 2017  

      nathan, Племя дурбан

      Это племя – из нирунов, близко к племени баарин: они разветвились от одного корня. В эпоху Чингиз-хана они объединились с племенами тайджиутов и оказали ему большое сопротивление. К числу их эмиров, пользующихся уважением и известностью, принадлежит Пулад-ака, который был на службе у каана министром [чин-сан] и стольником [баурчи] и прибыл в это государство [т.е. Иран] в качестве посла 971. Он – эмир великий, уважаемый и известный. Отец его, по имени Юраки 972, был стольником Чингиз-хана, принадлежал к орде старшей жены Бортэ-фуджин и начальствовал одной сотней, из личной [чингиз-хановой] тысячи [хазаран-и хасс]. Дети эмира Пулада – на службе у каана. Эмир Мазук 973-кушчи, который был старшим начальником сокольничих [кушчиан], также был из этого племени. Во все времена старшие жены были из этого племени. И у Кубилай-каана была жена из этого племени, по имени Деречин, мать Хукджи 974.

      |А 41б, S 81| Племя баарин

      Это племя баарин близко к племени дурбан и ответвилось от их корня. Племя суканут 975 также ответвилось от племени баарин. В начале [дело обстояло] так: были три брата; эти три упомянутых ветви ответвились от них. Из известных крупных эмиров, принадлежащих к этому племени баарин, в эпоху Чингиз-хана был эмир, имя его – Наяка 976-нойон, из числа эмиров правого крыла, на одну ступень ниже Мукали-гойона; он был его сутукусун’ом 977, т.е. подобным шихнэ [наместнику], почтенным человеком, достойным наместничества. В юности его называли Ная-Джусур. Значение [слова] «джусур» было «лицемер» и «бесстыжий». У племени баарин в обычае устраивать грубые и глупые игры, и они лишены стыда и страха. Этот Наяка-нойон очень одряхлел, так как прожил более ста лет и в эпоху Угедей-каана был [еще] в живых. Рассказывают, что в то время, когда Чингиз-хан взял первую жену, он ел угощение на пиру, данном [Чингизом] в качестве зятя, и помнил [об этом].
      Племя ***
      Они также принадлежали к числу племен нирун. В первое время, когда Чингиз-хан сражался с племенами тайджиутов и собирал войска, это племя, так как принадлежало к его родичам, было с ним в союзе, однако имя их предводителя не известно.

      0
  • 1
    30 апреля 2017  

    если это происходило во времена сбора ясака для маньчжуров, Бэрт Хара должен был зваться Бэрт Саха.
    Позже Ксенофонтов отюречил имя Бэрта.

    0
  • nathan
    30 апреля 2017  

    Бэрт-Хара =Майат тыгын.
    Усть-майский тунгус Логуй и монгольского племени Дурбан.
    Джугджурское племя Майат родственник Джамука сэчэн рода... джахират; С, L -- джаджиран; В-- джам?рат; у Березина--
    джаджират (по его чтению-- "дзаджират").
    На то что Бэрт-Хара тунгус говорит и это...Майыт тыган от рождения был калекой и не мог ходить.
    Сравним...кунгират, состоящее из стольких[отдельных] ветвей, подробности о котором
    приведутся ниже, а равно и то[племя, что] появилось от этих Нукуза и Кияна на
    Эргунэ-куне, прежде других, без совета и обсуждения, вышли[из ущелья], потоптав
    ногами очаги других племен. Те племена убеждены, что получившая известность
    болезнь ног[племени] кунгират обусловлена тем, что оно, не сговорившись с другими,
    вышло[из ущелья] прежде[всех] и бесстрашно попрало ногами их огни и очаги; по
    этой причине племя кунгират удручено.
    Так как в
    основном они[все] являются ветвями этого племени и их юрты были по ту сторону
    Караун-Джидуна вместе с племенами инкирас и куралас

    0
  • Быйанг
    30 апреля 2017  

    Цитата:
    QazaQ 04:02
    Быйанг, Ну Тыгын жил в 17 веке.И тунгусы тогда тоже были несомнено.Оставь эти глупости о том что эвенков создал совок.Это нереально.

    QazaQ,
    Как ты не можешь понять, что в то время тунгусами называли тех кто жил в лесу, занимался охотой и рыбалкой. Тунгусов из разных народов было много. А от тепрешней территории Якутии, До Японского моря по Дальнему востоку еще больше. — Вот это я говорю. После Октябрьской революции их всех объяснили в один народ, который назвали Эвенками. Говоря что тунгусов создали в 1927-1931 году, не утверждаю что тунгусов не было. Я говорю: они тогда еще небыли одним народом.

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      30 апреля 2017  

      Быйанг, да так и было. Это племена занимавшиеся большей частью добычей пушнины Түҥ Уустар=дремучих лесов племена. Туда входили эвено-манчжуро говорящие племена и тюркоговорящие Түбэ-Урааҥхай. Были еще тундровые племена оленеводов Тоҥ Уусы, сахаговорящие долганы.

      0
      • Быйанг
        30 апреля 2017  

        саксаксак,

        О, уже эвено-маньчжуров теперь придумал
        face with tears of joyface with tears of joyface with tears of joysmiling face with open mouth and cold sweat

        Может ты о тунгусо-маньчжурах говоришь, а?

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          30 апреля 2017  

          Быйанг, Я разделяю на эвеноговорящих. Потому что у халха похожий язык. Если написать тунгусоговорящих уже будет историческая неточность. Потому что некоторые тунгусы были сахаговорящими.

          0
      • Быйанг
        30 апреля 2017  

        саксаксак,
        Из википедии
        Маньчжу́рия (также Маньчжу́[источник не указан 30 дней], Manzhou, кит. трад. 滿洲, упр. 满洲, пиньинь: Mǎnzhōu) (устар. — манджурия или манжурия) — историческая область на северо-востоке Китая (регион Дунбэй и восточная часть Внутренней Монголии).

        0
  • Быйанг
    30 апреля 2017  

    Бэрт-Хара — предок Бэрт-Усовского наслега
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198768

    Бэрт-Хара и сын Дыгына Мёчёкё-Бёгё
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198769

    Бэрт-Хара и силачи Намского улуса
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198770

    Бэрт-Хара и Дыгын (Тыгын)
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198771

    Свадьба Дыгына (Тыгына)
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198772

    Баджыгыр-Тёрёнёк и Чэнгэрэкээн-Ойун
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198774

    Игры-состязания якутских богатырей
    http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4198773

    0
  • вот такие пироги
    30 апреля 2017  

    козы корпеш и баян якуты

    "Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийсто был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда маканчи-Садыровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину. В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время не понятное и загадочное. По его словам он прожил несколько лет в Якутской области, через 3-4 месяца по прибытиитуда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеш и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находиться в Лепсинском уезде на р. аягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян - якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеш или Баян (не помню кого из них называл Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеш и Баян, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный; и во всяком случае не из тех, которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т.д.; такими делами он не интересовался и вообще ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии".


    http://www.history.kz/Articles/kerey.php

    0
  • nathan
    30 апреля 2017  

    Ж.О. Артыкбаев
    Казахская эпическая поэма«Козы Корпеш– Баян сулу»: саха-казахские мифо-исторические параллели
    Говорят, что в старину у якутов-саха эпос назывался«Хазы(Хоһу) Харбас и Байан солу». Один из якутских краеведов утверждает: «Мой дед рассказывал одну сказку Хазы Харбас и Баян Солу, что она начинает свой сюжет в“великой
    степи” и, затрагивая Якутию, обзаводится здесь потомками, а когда они– Хазы и Баян умерли, их
    младший ушел обратно в“великую степь”. И они похоронены около реки Айауус(Аяуз)» [Forumeurasica.ru…, p. 2]. Можно ли доверять такого рода информации дело совести каждого исследователя, к сожалению, якутские фольклористы и этнографы не обращались к данной теме. Среди казахов она, хотя и достаточна популярная еще со времен М.Тынышпаева, но не получила научного подкрепления со стороны современных исследователей. Нам хотелось бы поддержать гипотезу одного из основоположников казахской
    историографии, выдающегося инженера и политического деятеля начала ХХ в. Мне думается, что приведенные нами материалы в данной статье позволяют сделать некоторые выводы.
    М. Тынышпаев, полагаясь на исследования Кочнева, Иохельсона, впервые в казахской историографии предложил гипотезу о туркестанском прошлом саха. Его гипотеза была подкреплена рассказом казаха по имени Джаксылык, который в конце ХІХ в. некоторое время прожил среди
    якутов. М. Тынышпаев пишет следующее: «Якуты спросили Джаксылыка, не знает ли он что-нибудь о могиле Козы Корпеша и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что могила их
    находится в Лепсинском уезде на р. Аягуз. Они сказали, что Козы Корпеш и Баян– якуты и что они сами происходят от самых близких родствен-ников Козы Корпеша и Баян(не помню, кого из
    них назвал Джаксылык); они рассказали былину о Козы Корпеше и Баян, причем она оказалась
    очень близкой к киргизской(казахской. – Ж.А.) былине» [Тынышпаев, 1925, с. 81]. Далее М. Тынышпаев отмечает, что Джаксылык был малограмотным и был не из тех, кто являлся живым хранителем преданий, сказаний, «выдумывать такие
    сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии».
    К сожалению, версия М.Тынышпаева, его ссылки на информацию, предоставленную Джаксылыком, всегда находили массу противников и скептиков. Вышеизложенные нами материалы о стране«Счастливая Сайсара», где обитают по-томки киргиза, т.е. казаха Сарабай Тойона и его жены Сайсар, а также представители племени хана Харабая подтверждают правдивость рассказа Джаксылыка, и, следовательно логичность предположения М. Тынышпаева о среднеазиатском происхождении якутов

    0
  • nathan
    30 апреля 2017  

    Первым из якутских исследователей вопрос о
    родстве казахского и якутского вариантов поэмы поставил выдающийся этнограф, основоположник якутской советской литературы, видный госу-дарственный и общественный деятель П.А. Ойун-ский. Он отождествлял персонажей олонхо, прародителей саха, Саха Саарын тойона и Са-быйа Баай хотуна с героями казахского эпоса
    «Козы Корпеш– Баян Сулу» Сары-беем и Са-быйа Хатуном[Ойунский, 1975, с. 78]. Примеча-тельно, что П.А. Ойунский располагал прародину саха«на востоке или в северо-восточном
    направлении от Аральского моря», т.е. на современной территории Казахстана. По фольклорным источникам, предком саха в некоторых случаях является женщина из племени татар по имени Сайсары или Сахсары. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в старинных преданиях саха их имя иногда чередуется с названием Саара. Например, в олонхо предком народа «ураанхай-саха» выступает Саха Саарын тойон.
    Или же первоначальное место, где остановились предки саха на средней Лене– озеро Сайсары или
    Сахсары. Считается также, что Сахсара– это древнее название Лены, но нас данный топоним
    интересует прежде всего в плане созвучия его с Оленты, в низовьях которой жили Карабай и Са-рыбай. Вот здесь мы приближаемся к нашей про-блеме вплотную, в фольклоре уже появляется эт-ноним«киргиз». В записях Э. Пекарского: «Сай-сар жена киргиза Сарыбай-тойона, родом татарка, которая по смерти мужа, с детьми прибы-ла с юга«на то место, где теперь стоит г. Якутск, около рукава Лены Сайсары» [Пекарский, 1958, т.
    2, стб. 2137].
    Надо иметь в виду, что в древолюционной русской историографии было принято называть
    казахов«киргизами», тогда как самих кыргызов называли«кара киргиз», или еще хуже«дикока-менный киргиз». В литературе по якутам, в том
    числе в«Словаре якутского языка» Э. Пекарско-го это правописание также было принято. Совре-менные исследователи проблемы происхождения якутов не знают эти вещи и начинают связывать
    этногенез якутов с кыргызами. Следует сказать, что Сары-бай в якутских
    преданиях считается родоначальником всего «кыргызского», т.е. казахского народа. Этот материал можно подкрепить также данными якутских
    преданий о том, что один из их родоначальников «Эллэй– выходец из племени кыргызского хана
    Сарабая». По одним фольклорным данным, пред-ки саха«пришли из страны, находящейся на три тысячи верст южнее того места, где стоит Иркутск.
    Киргиз Сарабай Тойон и его жена Сайсар, родом татарка, с детьми своими отправились со своей ро-дины на север. Сарабай Тойон умер в том месте,
    где ныне стоит Иркутск, а жена его с детьми от-правилась дальше и прибыла на то место, где ныне стоит г. Якутск». В записях В.Ф. Трощанского
    «Сарыбай тойон– имя киргиза, от которого, по од-ному из преданий, произошли якуты» [Трощан-ский, 1902, с. 13–14]. Также у него есть небольшое, но очень интересное примечание, где говорится, что есть заметка Николая Прядезнико-ва, одного из ранних представителей якутской ин-теллигенции, на полях прочитанной им ІІ главы«Этнографических очерков» В.Л. Приклонского,
    где одному из предков якутов по имени Эр Эллей приписано«киргизское происхождение из племе-ни хана Харабая» [Там же, с. 14]. Получается, что
    якуты знали и почитали не только Сарыбая в каче-стве первопредка, но и знали имя Карабая с его девяносто тысячами лошадей.

    0
    • QazaQ
      30 апреля 2017  

      nathan, Ну незнаю незнаю.Высланных к вам за преступления или политические взгляды казахов было много в 17-18-19 века.Ваши края в те времена у казахов называлось "Ит айдаған жер" т.е "Место где ездят на собаках" отсюда видимо родилась пословица"Ит өлген жер" т.е Там где сдохла собака т.е очень некомфортное,далекое место.А находяйщися там в ссылке человек мог много чего выдумать для улучщения своего положения.Кстати сотни казахов побывали в ссылке у вас.За много лет полюбому у них там оставалось потомство хоть и внебрачное.Некоторые ссыльные оставвлись там,многие через года сбегали в Казахстан.Но наверняка в крови осталось след казахов.Кстати ведь предков Тыгын Дархана считают казахами из рода Арғын.

      0
      • Быйанг
        30 апреля 2017  

        QazaQ,
        Давай прекратим о казахах 17 18-19 века.. Можешь называть их по родам, уусам (жуз) итп. Ну, не было тогда еще казахов. Не-бы-ло

        0
      • чингиз...
        Чингиз...
        Валерий Борисов
        2 мая 2017  

        QazaQ, никогда не слышал и не читал про ссыльных хасахах в наших местах. Если ссылали хасахов то за что? За воровство и убийства, может за разбой, мошенничество, за долги?

        0
    • alamaykunsilama.ru
      20 июля 2017  

      nathan, какой нахрен киргизы они канглы. Только по видимому обитатели тогда, в степях Казахстана. Так же как и многие племена степей. Из которых потом образовались нынешние народы средней Азии и некоторые народы северного Кавказа.

      0
  • Быйанг
    30 апреля 2017  

    Хазы Харбас и Баян Солу = Хаһыы Харбас Баян (Байбыт; Баяр) суола?
    *Баян баран олобут

    0
    • саксаксак
      саксаксак
      Ветеран
      30 апреля 2017  

      Быйанг, байаан суола-путь к богатству.

      0
      • QazaQ
        1 мая 2017  

        саксаксак, Баян это имя девушки которое не изменяется уже больще 1000 лет.И щас полно казашек с именем Баян.А Сулу-это красавица с казахского переводится.Красавица Баян получается.Ваш метод перевода иностранных слов на свой лад далеко не ново.Такой фигней пользовались казахские юмористы 70х,80х.типа Біраз+илия(больщая страна)или Аргентина(якобы там побывали казахи из рода Арғын)Но это были мастера разговорного жанра.Так что ваш сакасрал всего лишь жалкая копия казахских юмористов 40 летней давности

        0
        • саксаксак
          саксаксак
          Ветеран
          1 мая 2017  

          QazaQ, а что по казахски означает Баян?
          Про Аргентину рассказывал брат Теке. Тогда я пришел к выводу, что племя Аргын=Эргиэн-занимались торговлей.

          0
        • nathan
          1 мая 2017  

          QazaQ, А чо так скромно то ...1000 лет. Давай уж сразу ...мильён.

          0
  • Хатымаллай Бэргэн
    1 мая 2017  

    Сулуу-не красавица ,а приданое означало в древности.Баай Сулуу-богатое приданое

    0
  • Хатымаллай Бэргэн
    1 мая 2017  

    красавица у древних тюрков-Куо

    0
  • Хатымаллай Бэргэн
    1 мая 2017  

    Хаьыы Харбас-в переносном смысле- переводе означает Ловец Удачи-Жирного

    0
  • Хатымаллай Бэргэн
    1 мая 2017  

    Харбаа,Хабар-лови,держи.

    0
  • Хатымаллай Бэргэн
    1 мая 2017  

    таким образом Казы Корпеш-вполне нарицательное и собирательное имя многих героев-батырей.А их цель-Баян-Сулу-выигрыш,приз

    0
  • х
    1 мая 2017  

    Сулуу-от слова обертка,суу-обертка,сулуу-оборачивание,поклажа.Баай Суулуу-богатая поклажа,груз в караване.Казы-Хаьыы-жир

    0
  • Хаьаа Харабыла
    1 мая 2017  

    казак-ваш язык новодел,притом очень странный,ваш язык не поддается морфологии и словообразованию.Такое впечатление что иссекуственно созданный язык как Эсперанто или даже Орто Турк Тиле

    0
  • Хаьаа Харабыла
    1 мая 2017  

    вы забыли корни своих слов и корни своей религии изначальной и забыли предков по-отцу.Вы-предатели Великой Степи

    1
    • QazaQ
      1 мая 2017  

      Хаьаа Харабыла, просто мы тюрки а вы монголо-тунгусы поэтому ваш язык непонимают 95 проц.тюрков.Получается все тюрки изменились а вы нет?не смеши оленей.Давно доказано что як.язык это суржик монголотунгуссоруского языков.Религия у вас шаманизм и никаким боком не тюркская.Тюрки (нормальные,настоящие)вас предать не могли поскольку вы вообщето не тюрки.Историю свою учите.

      0
      • Быйанг
        1 мая 2017  

        QazaQ,
        Это вы вышли из разных тюркских народов, и ваш язык перенял говор, слова и интонацию других живущих рядом с вами народов. У в ваш язык арабизмов и арабского диалекта вникло очень много

        0
      • Быйанг
        1 мая 2017  

        QazaQ,
        Историю достоверную вам учить нужно, а не ту, которую вам пишут ваши писатели фантасты, такие как Данияров и подобные

        0
      • nathan
        1 мая 2017  

        QazaQ, ха-ха-ха с такой генетикой как у казахов, да называть себя тюрками? Не смеши баранов
        Субклад C3c
        Гаплогруппа C3c- M48 (M48, M77, M86)В.Н. Харьков отмечает, что «У калмыков, монголов и тувинцев наибольшей частотой характеризуется один и тот же гаплотип, претендующий на роль основателя этого кластера. Вообще, спектр гаплотипов калмыков, монголов, тувинцев и алтайцев является очень сходным. Показатели разнообразия у калмыков достигают максимальных значений. Вероятно, этот кластер отражает расселение на территории Южной Сибири монгольских популяций и родов. У казахов наблюдается абсолютная специфичность гаплотипов C3c, образующих отдельную ветвь в пределах западного кластера. Высокая частота модального гаплотипа специфичной казахской ветви и то, что все казахские гаплотипы уникальны и не встречаются в других популяциях, явно свидетельствует о сильном эффекте основателя по гаплогруппе C3c у этого этноса». По мнению В.Н. Харькова гаплогруппа С3с возможно является маркером расселения тунгусо-маньчжурских народов. К тому же «…у различных тунгусо-маньчжурских народов наблюдается сочетание гаплогрупп С3с и С3* в разных пропорциях».

        Гаплогруппа С3с к тюркским народам, скорее всего, попала от тунгусо-маньчжуров. Каким образом могла попасть гаплогруппа С3с от тунгусо-маньчжуров к тюркским народам и, в частности, к казахам? В эпоху неолита на территории Монголии население относилось к двум расовым типам, соответствующим её этнокультурным областям. В восточных областях страны проживали монголоиды байкальского типа, имевшие представление о зачаточном земледелии, а в западных областях - европеоиды, близкие к афанасьевскому типу Южной Сибири.

        0
  • Быйанг
    1 мая 2017  

    Цитата:
    nathan Вчера, 10:14
    Бэрт-Хара =Майат тыгын.
    Усть-майский тунгус Логуй и монгольского племени Дурбан.

    Тебе что, Про Лөгөй (Логуй) со-сканировать тексты из научных исторических книг?

    0
    • nathan
      1 мая 2017  

      Быйанг, Борогонцах около озера Кыыс-Ханга жила женщина по имени Дурбан. От прелюбодейной связи с Лёгёй-Тойоном она родила сына. Последнего звали Майыттыган....Лөгөй (Логуй)-годы жизни.

      0
      • Быйанг
        1 мая 2017  

        nathan,
        Ну и что из этого? Если он жил с якутами, говорил по-якутски, придерживался якутских традиций итп итд.. то он даже при таком повороте якут. Отец то у Легея все равно якут. Значит получается он якут. Если не ошибаюсь он воевал против Тыгына Дархана и проиграл, на той же войне Легей и погиб.

        0
        • nathan
          2 мая 2017  

          Быйанг, Описываемые события относятся к раннему времени, задолго до ХVII века.
          Предположительно к IX-X веку во времена Кыргызсского (Хакасского) каганата.

          0
  • nathan
    1 мая 2017  

    Возраст казахов время до отца основателя тунгусо-маньчжурского племени под названием казахи...

    image

    1
    • Быйанг
      1 мая 2017  

      nathan,
      А кто спорит о генах, днк и гапагруппе?
      Я же гворю о национальности казахи и казахстане. До 1936 года никто даже не знал о существовании казахов (где они прятались?)
      А в 1916 году После отечественной войны 1914 года, стали возникать казацкие бунты, которые утихомирили начав истреблять казаков. После дали им Землю на месте где сейчас Казахстан. Остальным которые находились за пределами Казахстана устроили голодомор, Сильно досталось волжским, Донским и другим казакам. Погибло очень много народа из числа казаков. Казахстан в ту время назывался Казакской АССР в кратце называли Казакстан. Казахская ССР, возникла на землях Казакстана, Казакская ССР после, преобразовалось В Казахстан. В 1991 году СССР развалилась, постом развалилась РСФСР. С Тех пор Казахстан стала отдельной страной.
      Я бы рассказал почему Киргизия, Казахстан и другие средне азиатские республики не в России, но тут поносников толпа поновыскиевает и начнут гадить. В прочим люди почти все обэтом знают, если не знают то догадываются

      0
  • я67
    1 мая 2017  

    казахтарга эрэ майгыннаабат аймахтаспатах киhи, атын туора дьон-омук

    0
  • чингиз...
    Чингиз...
    Валерий Борисов
    2 мая 2017  

    http://dnevniki.ykt.ru/Alaas_uola/1058327

    Маны көрүҥ. Конфуций туһунан, хуун буолар.

    0
  • QazaQ
    2 мая 2017  

    В ютубе есть видео где все тюркские народы немного рассказывают о себе.Внизу в коментах в основном пишут разные народы.Так они поголовно пишут что поняли турков казахов узбеков кыргызов татар башкир алтайцев.Но все пишут что не поняли чувашей тувинцев и якутов.

    0
    • Быйанг
      2 мая 2017  

      QazaQ,
      :)) Не поняли речь народов, которые более сохранили тюркский язык.

      1
    • Быйанг
      2 мая 2017  

      QazaQ,
      Татры, башкиры и якуты вас сразу не понимают. Но если долго прислушиваться в вашу речь, то начинаешь понимать, если убрать жикание и шыкание, то от Татарского, Башкирского, Чувашского языков не сильно то и отличается.

      0
    • Быйанг
      2 мая 2017  

      QazaQ,
      Татры, башкиры и якуты вас сразу не понимают. Но если долго прислушиваться в вашу речь, то начинаешь понимать, если убрать жикание и шыкание, то от Татарского, Башкирского, Чувашского языков не сильно то и отличается.

      0
    • кулумнуур
      кулумнуур
      Охотник Рыболов
      19 июля 2017  

      QazaQ, кровь самая что ни на есть тунгусо манчжурская С3.
      И главное кичашься своей тюрской кровью которой нет.
      Вас пригнали с монгольских степей калмыки кроме родов кыпчаков

      0
  • чингиз...
    Чингиз...
    Валерий Борисов
    2 мая 2017  

    Язык всегда прилагательное относительно к господствующей элите и государству.
    Ориентироваться на понял, не понял нельзя. Надо изучить мнения специалистов ученых по тематике. Уровень знаний вырастет.

    0
  • У-А
    17 июля 2017  

    Сөптөөх аата Майаҕатта диэн буолар.Ити иҥин араас сүөһүлэр Майыттыган дьииллэрэ сыыһа.Лөгөй (логуй )буолбатах.Лөгөй оннук улахан тойон буолбатах этэ,кини атыыһыт,баай киһи. Саатар өбүгэлэрбит ааттарын дьаабылааман.Алдьаммыт телефон оонньуу баар буолааччы, эһигини аахтахпына оннук курдук.

    0
  • кулумнуур
    кулумнуур
    Охотник Рыболов
    19 июля 2017  

    Казахи тунгусо манчжурские племена исковеркали настоящий тюрский язык и думают что они настоящие тюрки

    0
  • санакиьи
    20 июля 2017  

    Мдааа... Вижу форум захватили арабатюрки (казахи, киргизы). Угарно рассуждают про Бэрт Хара))). Вообще какого черта они эфир засоряют!?

    0
Ответ на тему: Бэрт-Хара
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания