7 лет на форуме Автор 4 уровня Топ пользователь Все
Награды
7 лет на форуме
7 лет на форуме
Автор 4 уровня
Автор 4 уровня
Топ пользователь
Топ пользователь
Топ тема
Топ тема
1000 просмотров
1000 просмотров
Трагедия ученого! Удмурдский лингвист покончил жизнь самосожжением!
  747
Учений отчаялся оживить родной язык и поняв напрасность своих чаяний, облившись бензином сжег себя! Спасти не удалось, помер в больнице! Такого же акта ждем у патриота Крио!!!
Ответов 43 Написать ответ
  • Наглз
    11 сентября  

    а все почему? потому что язык оказался нафиг некому не нужен, а этот "альтернативно одаренный" вместо того чтоб пытаться заинтересовать языком детей и всячески популяризировать его организовывал всякие пикеты куда приходили 2-3 алкаша и старухи без участия молодежи

    0
    • Барабанов.
      21 октября  

      Из-за чего погиб удмуртский учёный Альберт Разин..

      "Тут нет поводов говорить по-удмуртски". Из-за чего погиб ижевский ученый Альберт Разин.

      10 сентября в Ижевске у здания Госсовета устроил самосожжение удмуртский ученый и общественный деятель Альберт Разин.
      Он протестовал против ущемления национального языка.
      Русская служба Би-би-си отправилась в Удмуртию, чтобы поговорить с родными, соратниками и оппонентами погибшего ученого.

      Рано утром 10 сентября депутаты госсовета Удмуртии и члены республиканского правительства собирались на очередную сессию парламента. Они шли в здание, где заседает Госсовет, мимо пожилого человека в белой аккуратно выглаженной рубашке и синем свитере: это Альберт Разин стоял на площади с одиночным пикетом.
      На видеокадрах случившегося заметно, что проходящие мимо чиновники на пикет особого внимания не обращают.

      "Я была у Госсовета и все видела. У нас это принято и нормально: люди, которые хотят что-то сказать власти, выходят перед сессией, потому что на нее собираются не только депутаты, но и все главы районов и городов, все министры. Это удобная площадка для гражданина, который хочет что-то донести", - рассказывает Би-би-си министр по делам национальностей Удмуртии Лариса Буранова.

      Общественный деятель, ученый Альберт Разин держал два плаката. Оба - на русском языке. На одном было написано: "Есть ли у меня отечество?", на втором - цитата аварского поэта Расула Гамзатова: "Если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть".

      Молодой удмуртский активист и ученик Разина Андрей Перевозчиков раздавал всем желающим восьмистраничное обращение ученого к депутатам госсовета о ситуации с удмуртским языком. Закончив с листовками, он включил видеокамеру, подошел к Разину и попросил его рассказать об акции.

      "Удмуртский этнос исчезает, и я не могу на это равнодушно смотреть, - говорит на видеозаписи Разин. - Я желаю, чтобы все народы были вечными, все языки великими, и они должны культивироваться, жить и не умирать. Но если я не подам голос, депутаты не предпримут шаги, чтобы спасти язык и культуру удмуртскую. И, соответственно, этнос сам собой отомрет. Нужны решительные шаги".

      Спустя некоторое время Разин прислонил плакаты к стенке, перекинулся парой фраз с учеником и сказал, что отойдет к машине отдохнуть. По воспоминаниям Перевозчикова, не было ученого около 20 минут: за это время он успел доехать до дома, переодеться и вернуться. "На пикете он был во всем светлом, а вернулся в темной зимней куртке, лицо было замотано шарфом, так что я даже сначала не понял, что это он, видел краем глаза, что подошел какой-то мужчина, но не обратил внимания", - говорит Перевозчиков.

      Через минуту Альберт Разин поднес зажигалку к груди и вспыхнул, только в этот момент Перевозчиков понял, что это он: "Подумал, что он решил так напугать и сейчас скинет эту одежду, и еще несколько секунд ждал". Когда понял, что дело серьезно, попытался сбить огонь, но Разин его оттолкнул. Тогда активист побежал в здание госсовета за огнетушителем. Первый огнетушитель оказался сломан, сработал только второй.
      С ожогами 90% тела Разина увезли в первую республиканскую клиническую больницу, где он через несколько часов скончался.

      На прощание с Альбертом Разиным в Удмуртский театр пришло несколько сотен человек. Закрытый гроб выставили в фойе театра.
      "Мы подружились, когда он организовал отделение совета старейшин, - рассказал вице-президент Союза ученых Удмуртии Иван Рысин. - Он больше всех организовывал мероприятия, проводил Петраковские чтения для ученых, удмуртские праздники".

      Большинство выступающих говорили на удмуртском, собравшиеся обсуждали между собой, что прощание проигнорировал глава республики Александр Бречалов. Свой комментарий Бречалов дал лишь спустя сутки после случившегося. Разина он назвал "человеком, внесшим вклад в развитие культуры и удмуртского языка", а кроме того, призвал всех воздержаться от спекуляций на тему национальной политики в республике.

      На церемонии почти не было местных СМИ, а несколько удмуртских журналистов и активистов рассказали Би-би-си, что из администрации региона всем редакциям советовали не освещать прощание с Разиным и вообще поменьше писать на эту тему. "Как мне рассказали в администрации: во всех чатах у них установка эту тему перебивать, компрометировать блогера и молодого жреца, который был с Разиным на пикете", - заявил Би-би-си удмуртский активист Алексей Шкляев.

      В одном из провластных телеграм-каналов вскоре и правда стали появляться тексты о том, что ставший свидетелем самосожжения Перевозчиков "странный человек", "малообразован" и что "максимум, что он может получить - принудительное лечение в психиатрической лечебнице".

      После окончания прощания с Разиным гроб с его телом увезли на кремацию в Екатеринбург, поскольку в Ижевске своего крематория нет. 14 сентября прах ученого развеяли на холме рядом с селом, откуда он был родом, в Алнашском районе на юге Удмуртии.

      Последний аргумент.
      К самосожжению у стен Госсовета Альберт Разин основательно подготовился, он заранее вынес все свои вещи из кабинета в Доме ученых, где работал последние годы, написал завещание и прощальное письмо. При этом вел себя так, что даже члены семьи до последнего ничего не подозревали о его намерении.

      Дочь Софи рассказывает, что накануне он вернулся домой чуть позже, чем обычно, был абсолютно спокоен, а когда она предложила ему съездить на выходных на дачу к подругам, ответил: "Когда скажешь, тогда и поедем". "Удивляюсь, как это можно было так долго держать в себе и не подавать виду", - говорит она. Коллеги, знакомые и чиновники тоже рассказывают, что Разин продолжал до последнего активно работать, назначал встречи и обсуждал мероприятия, которые планировал провести в ближайшие месяцы.

      Хотя Удмуртия стабильно входит в десятку регионов с самым высоким уровнем суицидов, абсолютно все собеседники Би-би-си настаивают на том, что случившееся считать самоубийством нельзя.

      "Это не было самоубийством. Он очень любил жизнь. Он отдал свою жизнь в жертву своему народу, - считает Софи Разина. - Он хотел нас призвать задуматься, как мы относимся к языку".

      В удмуртской истории есть национальная традиция, которую вспоминали так или иначе все собеседники Би-би-си, размышляя о причинах произошедшего: когда удмурт чувствует, что он чем-то оскорблен и при этом никак не может повлиять на положение дел, он может повеситься на воротах у дома своего врага.

      "Удмурты не устраивают революций, они не идут с вилами, но такая самодеструкция - это для них последний аргумент, чтобы показать, что правда за ними, - размышляет куратор ижевского киноклуба Андрей Смирнов. - Для меня очевидно, что это не самоубийство. Это последний аргумент в споре".

      Последователь Разина и его ученик Перевозчиков также говорит, что какой-то главной причины, события, которое стало бы спусковым крючком, в этой истории нет. "Это комплекс событий, которые накопились. Первое - такая боль была за ущемление прав по языку. Хотя у нас языки равноправные в республике, но изучение не равноправно, наш родной язык как будто второсортный получается, - говорит он. - Как говорил Альберт Алексеевич, почему мы должны изучать иностранные языки, а родной - нет. И то, что на все его обращения, решения, во все инстанции, куда он писал, приходили в ответ отписки, а он не получал должного внимания к тем проблемам, которые пытался озвучивать".

      Активист Шкляев рассказывает, что Альберт Разин стоял у истоков почти всех национальных удмуртских организаций, которые создавались в республике после развала СССР, когда национальное движение было на подъеме. Был он и среди создателей самой главной из них - "Удмурт кенеша" (удмуртский совет). Её офис располагается в здании Госсовета, рядом с которым он в итоге погиб.

      "Он был очень деятельным пожилым человеком, у него были десятки встреч. Человек-порыв, - говорит Шкляев. - Он бился, пытался наладить диалог и с миннацем (министерство национальной политики Удмуртии. - Би-би-си), и с кенешем, и со всеми структурами, отвечающими за национальный вопрос. Предлагал: давайте поставим памятник, давайте проведем мероприятие. А ему в ответ: нет. С одной стороны, он устал, с другой, хотел показать свое отношение. Он высказался против всей системы, против всех этих кенешей".

      Дочь Разина вспоминает случай, глубоко задевший ее отца, - как на совещании в одном из районов чиновники просто выключили ему микрофон. Его близкий друг Николай Михайлов, называющий себя главным жрецом удмуртов, вспоминает другой случай - как они просили чиновников включить их в оргкомитет по подготовке к главному удмуртскому празднику Гербер.

      В оргкомитет их не включили, объяснив, что не дозвонились, а когда накануне праздника Михайлов позвонил с вопросом, куда ему приходить, то получил ответ, что его присутствие вовсе не обязательно: "Я удивился, как же так, я же главный жрец? А они меня спрашивают, у вас есть удостоверение верховного жреца? Но это же не членство в Госсовете!"

      Глава миннаца Буранова не считает, что Разин мог страдать от невостребованности, говорит, что ее двери всегда открыты для всех желающих и что в последнюю их встречу они несколько часов обсуждали дискуссионный клуб, который хотел учредить ученый: "Я его знаю не один десяток лет. Это человек-трибун, по характеру, по манере общения, всегда готовый призвать всех к тому, что надо делать".

      По факту смерти Альберта Разина Следственный комитет республики возбудил уголовное дело по статье "доведение до самоубийства", но обвинения пока никому не предъявил.

      Ощущение второсортности.
      В своем последнем обращении к депутатам удмуртского Госсовета, буклеты с которым соратник Разина раздавал на пикете, ученый предлагал целый перечень мер, которые, по его мнению, помогли бы выжить удмуртскому языку и этносу.

      Он выступал за то, чтобы внести поправки в "Закон об образовании" и сделать изучение удмуртского языка в школах обязательным, вывески и названия улиц писать на двух языках, принять радикальные меры по поддержке и возрождению деревни как хранительницы традиционной культуры.

      "Современная удмуртофобия способствует формированию чувства "ущербности" и распространению суицида, - писал Разин. - Высокий уровень суицида среди удмуртов связан с ощущением "второсортности", с отсутствием чувства собственного достоинства, с формированием комплекса неполноценности".

      Депутат Верховного совета Удмуртии в 1990-1995 годах, публицист Сергей Щукин знал Разина с начала 90-х годов и не скрывает своего скептического отношения ни к самому ученому, ни к удмуртскому национальному движению в целом. "Сам Разин пишет, что душевный недуг аборигенов связан с ощущением второсортности. Идет депопуляция удмуртов, люди перестали себя так идентифицировать, - говорит он. - У удмуртского языка нет сферы, где бы он был органично вписан и использовался. Экосистема проживания удмуртов - деревня. И у Разина было несколько дельных мыслей, почему все проблемы начались, когда тут появился Ижевск и началась промышленная революция. Из деревни высосали все ресурсы, она уничтожена, значит, уничтожена среда, где жили удмурты, где жили их традиции и развивался их язык. В городе, где большинство русских, им пришлось ассимилироваться. Тут нет повода говорить по-удмуртски".

      Современный Ижевск и правда не похож на столицу национальной республики, как Казань или Грозный. В городе почти нет вывесок на удмуртском, а на улицах никто не говорит на удмуртском языке. В советское время, рассказывают все собеседники Би-би-си, быть удмуртом считалось непрестижным, и во время переписи населения многие удмурты скрывали свою национальность, называясь русскими.

      Из полутора миллионов населения республики удмуртов около 30%, русских - примерно 60%. При этом все крупные города региона - Ижевск, Воткинск, Глазов или Сарапул - являются преимущественно русскими, а удмурты по-прежнему компактно проживают в селах. Удмуртский активист Шкляев согласен с мнением, что удмуртом быть "не модно". Он объясняет это отсутствием влиятельной национальной интеллигенции, своих институтов или сильной религии, такой как ислам в соседнем Татарстане.

      Альберт Разин называл себя "крестьяноведом" и "толстовцем". Он полагал, что сохранить удмуртский язык и народ в целом можно через возврат к традиционным общинам и возрождение села. Его друг, жрец Михайлов, придерживается тех же взглядов: "У нас было много учеников, но немногие из них остались хорошими людьми, - говорит он. - Людей ломает тоталитарная система. Поэтому нам надо научиться жить автономно от государства. Возвращение к общинному образу жизни позволит это сделать".

      Под контролем силовиков.

      Независимые от чиновников удмуртские активисты очень быстро оказались в центре внимания местных ФСБ и Центра по борьбе с экстремизмом.

      Алексей Шкляев рассказывает, что проблемы у них начались, когда независимые удмуртские активисты решили поучаствовать во Всемирном конгрессе финно-угорских народов.
      Первый такой конгресс прошел в 1992 году в Ижевске и с тех пор они проводятся раз в четыре года в России, Венгрии, Финляндии или Эстонии.
      С российской стороны, рассказывает Шкляев, эта площадка всегда была под контролем чиновников, которые тщательно отбирали делегатов на конгрессы и следили за тем, чтобы они проходили спокойно.
      Когда независимые активисты решили поучаствовать в работе конгресса, осветить его через свои блоги и СМИ, "это очень напугало органы".
      "Началась на нас информационная атака, некоторым моим друзьям поступало предложение о сотрудничестве", - рассказывает он.

      Активист предполагает, что за финно-угорским национальным движением органы госбезопасности следят со времен СССР, когда в Финляндии было сильное антикоммунистическое движение.
      "У нас военный регион, закрытый, секретный, много оборонных предприятий, - перечисляет он, - вот они и боятся диверсий, что через национальную тему можно вести агентурную работу и организовать нестабильность".

      Глава ижевского киноклуба Андрей Смирнов регулярно устраивает в городе фестивали национального кино, так, в день нашей встречи в столице Удмуртии шел фестиваль немецкого кино. Обычно такие показы проходят без каких-либо эксцессов, говорит он, успешно проводились фестивали и финского, и английского кино.
      Но три года назад он при поддержке посольств Венгрии, Финляндии и Эстонии решил провести первый финно-угорский фестиваль.
      "Внезапно за три дня до начала собственник кинотеатра позвонил дирекции и все отменил. Кто на него надавил и зачем, причем тут милое финно-угорское кино
      , моему разуму непонятно, - удивляется Смирнов. - Я понес понятные убытки, потому что реклама и продажа билетов были запущены. Все мои попытки найти концы в воде закончились ничем".

      "Короткое замыкание у кого-то в голове произошло. Больше мы не делали финно-угорские показы", - добавляет он.

      Развитие удмуртской культуры и языка, по его словам, сводится к декоративно-прикладному: "Вяжем лапти, коврики, варежки, кормим всех перепечами и пельменями".
      "Но стоит появиться национальным активистам, у них сразу начинаются проблемы вплоть до того, что вырывают страницы из загранпаспортов, когда они пытаются поехать на какие-то конгрессы за рубежом. Всё низводят до безопасного декоративного уровня, который ничем не угрожает", - рассуждает Смирнов..

      Бывший депутат и издатель Сергей Щукин полагает, что силовиков напрягают контакты активистов с финнами и эстонцами.
      Он напоминает, что удмуртского поэта Кузебая Герда, в честь которого потом был назван национальный музей Удмуртии, расстреляли в 1937 году в карельском Сандармохе, обвинив в шпионаже в пользу Финляндии и Эстонии и намерении создать "Единую финно-угорскую федерацию под протекторатом Финляндии".

      От Ижевска до российско-финской границы более 2 тысяч километров. "И тогда, и сейчас все понимали, что до Финляндии отсюда как до Китая раком, но НКВД же расстреляло человека, почему бы сейчас ФСБ не придумывать что-то похожее", - говорит Щукин.

      Вопрос вне повестки.
      Сразу несколько собеседников Би-би-си рассказали, что силовики наблюдали за Альбертом Разиным как активным, оппозиционным национальным лидером".
      Возможно, однако, именно с этим связано то, что глава Удмуртии Александр Бречалов после смерти ученого заговорил о недопустимости спекуляций на национальную тему, региональным СМИ из администрации региона советовали не писать лишний раз о случившемся, а от здания удмуртского Госсовета каждую ночь после смерти Разина убирают цветы, свечи и его портреты.

      Ученик Альберта Разина Андрей Перевозчиков уверен, что после случившегося диалог о проблемах удмуртов региональной власти все же придется начать "уже совершенно на другом уровне".
      "Мы все равно будем продолжать отстаивать его идеи, - сказал он. - Мы никаких требований пока не выдвигали, потому что занимались организацией прощания, это следующий шаг. Но надо призвать к ответу всех людей, к которым он писал свои обращения. Надо требовать от них реакции".

      Сергей Щукин полагает, что глава региона пока просто не понимает, как реагировать на случившееся. "Он столкнулся с "черным лебедем", как у Талеба. Никто не ожидал, а он появился, - рассуждает бывший депутат. - Он стал той спичкой, которая затронула все маленькие народности. Сейчас национальные организации заявляют о себе и о своих проблемах. Для них появился фактор сборки. Проблема Бречалова в том, что он ничего в этом не понимал, но вот именно у него это случилось".

      Чтобы удмурты не чувствовали себя ущемленными, они должны почувствовать себя наравне с русскими, но пока это не так, уверен глава киноклуба Смирнов.

      0
  • QazaQ
    11 сентября  

    Когда же вы поимете глупые "не дороссияне" - это я про нац меньшинства, что никому в РФ ваши языки не то что ненужны, но и всячески гонимы. Живя на своей земле вы являетесь квартирантами. Вам и дальще будут пихать фашисткие лозунги типа Никого нельзя насильно заставлять, что надо обучать молодежь сперва, что гос яз только рус яз, что без него никуда и тд и тп. Пока инородцы четко не поимут что Язык можно возродить только запретами, приказами и прочими актами то все остальное просто бред. Первых израильтян заставляли учить Иврит. Сеичас на нем говарит 6 млн человек. За 80 лет. Исландцы, буряты и тд и тд никогда незаговарят на родном, ибо лохи. Демократы видишь ли. А попробуй русскому навязать якутскии. Столько вони будет.... Вывод. Народы РФ не имеют воли. Верят в бред о равноправии о ненарушений чужих прав. Наср ать на чужие права. У поляка есть Польша, у немца Германия и тд. Где прекрасно развиваются их яхыки. А о вас кто позабоьится и о ваших языках? В чечне запрещают говариь на русском, стыдят и тд. И все говарят на чеченском. А где не заставляют там плачут но по русски. Решать языковые вопросы надо жесткими полит решениями а не круглыми столами с халявнои жрачкои

    0
    • Могул
      11 сентября  

      QazaQ, к сожалению ты в большем прав! Да, нужна политическая воля у руководства республики! А воли нет, да, ты прав!!!

      0
    • Вот так
      20 сентября  

      QazaQ, ни кем не гонимы, хочешь-изучай, пользуйся, да вот только некому физику, химию и.д. перевести не родные языки, этим вы правокаторы и пользуетесь

      0
  • философ саха
    11 сентября  

    Есть мудрая поговорка - " Все в мире происходит по велению Бога и по его законам ". А так как этот мир создан Богом ,то он хочет для него добра и его развития . То есть каждый следующий шаг и изменение - это развитие всего человечества. Отсюда вытекает следующая мысль - "Все что происходит в мире - к лучшему " . И это по сути правильно - все что есть на земле ,и у человека ,движется вперед то есть - все развивается и улутшается И все движется шаг за шагом к своему дальнейшему развитию .

    Чтобы язык существовал ,нужна для этого цель и смысл существования этого языка.

    0
    • Могул
      11 сентября  

      философ саха, опять кас демагог, философ кренов, заявился! Ты что, хочешь сказать, что исчезновение у якутов языка хорошо?! А что сделаешь с самосознанием? Саха свой язык сохранил мол даже под монголами!
      А теперь в век дерьмьократии и гражданского общества должен терять, что ли?! Каз-ах прав, нужна именно жесткость со стороны руководства республики! Путем круглых столов, конференций и всяких мунньахов действительно ничего не решишь, Дьирикии Жирики вмиг упакуют нас!!!

      0
      • Вот так
        20 сентября  

        Могул, так у якутов или саха? и о каком изчезновении вы тут поёте?

        0
  • Пан Гималайский
    11 сентября  

    Тут поддержу Могула
    Потеря любого языка - потеря для всего человечества
    Но это необратимый процесс
    Недавно видел на развалах крестьянского рынка , словарь юкагирского языка ( издание СССР , ну хотел купить
    Ну думаю потом , мол некогда
    Сейчас естественно не могу найти

    0
    • Могул
      11 сентября  

      Пан Гималайский, вот это правильная мысля! Понимает Пан тему!

      0
    • Могул
      12 сентября  

      Пан Гималайский, юкагирский в агонии вряд ли удастся реанимировать!

      0
      • Крио
        12 сентября  

        Дебилёнок, скорее всего твой интеллект вряд ли удастся реанимировать,

        а не юкагирский язык.
        Остатки твоего моска, Могул, из-за гамнокакирала и приЧХанивания, превратились давно в белёсый налёт солей на донышке фляги, заменяющей тебе голову.

        Численность юкагиров ныне - уже чуть более 1500 человек. А в 1970 г. было около 700. Есть радиопрограмма "Геван", вещающая и на юкагирском языке, и певица Ирина Дускулова, поющая на юкагирско языке.
        Тебе же, болвану, на твоём дюралевом лбу высекают: купил уже кто-то словарь юкагирского языка на Крестьянском рынке, значит, он нужен людям. А ты сидишь с тупым мордехаем, тьфу, даун.

        0
        • Могул
          12 сентября  

          Крио, ха ха хааааА, возбудился опять! Это ты купил, для нужд своих туалетных, чтоб подтирать испражнения свои, дебил! Вот еще и Пекарского хочешь применить! Обрадовался, более двум с половиной тысячам страниц, но хер ты получишь Пекарского! Заеду ею по бошке твоей дебиленок!

          0
      • 1
        13 сентября  

        Могул, тоже думаю,что юкагиры потеряли свой язык безвовратно.
        1000 человек((
        Даже орочоны потеряли, которых 10 тысяч в России и 50 тысяч в Китае((

        0
    • Delgado
      Delgado
      мурай атамбаев
      15 сентября  

      Пан Гималайский, смешно слышать это от панчика, который хотел чтобы народ Саха исчез и забыл язык и культуру)))) Смешной ты, клоун)) Теперь че перевоплотился?))face with tears of joy

      0
  • философ саха
    13 сентября  

    Могулу кажется что якутский язык исчезнет . Это будто бы исчезновение языка не зависит от чьего то мнения, а зависит от самих людей . Хотят ли они говорить на этом языке ?
    Можно кричать сколько угодно как Могул , и кого то обвинять в исчезновении якутского языка , но все зависит от самих якутов ,от простых людей и молодежи , будут ли они говорить на своем языке ?

    Вот ,Могул, дети и молодежь тоже читают твои опусы в топах , ты заканчивай оскорблять и ругаться с людьми , ты этим порочишь якутский язык ,и сам народ . Потом спрашиваешь почему язык исчезает , и почему молодежь не хочет говорить по якутски.

    0
  • user124
    13 сентября  

    проблему 100500 раз обсасывали. Малые национальные языки исчезают под напором образования и культурной среды. Элементарно, сравните количество книг/фильмов/сериалов/сайтов/блогов на каком нить удмуртском и русском. Особенно скорость нарастает при капиталистических отношениях. Потому, что все упирается в деньги потребителей.

    Даже вон у Украины, после ввода недавних языковых законов возникли вполне реальные проблемы. Потребителей контента на украинском слишком мало, чтобы окупать хороший дубляж иностранных фильмов, снимать качественные сериалы и шоу. Их просто смотрит мало народу (те же русскоязычные шоу и сериалы прекрасно прокатывались в России), а соответственно, рекламные бюджеты и продакт плейсмент сразу теряют в деньгах на порядок (сравните стоимость аудитории в 200+ млн и 20+ млн). А малые бюджеты = низкое качество.

    Точно та же проблема в скандинавских и прибалтийских странах. У них почти все англоязычные фильмы/сериалы показывают на английском с субтитрами. Все музыкальные группы и исполнители поют на английском, собственных телешоу - раз два и обчелся. все иностранное, с субтитрами. в результате, почти вся образованная молодежь свободно говорит по английски, потихоньку уходя от своих языков.

    0
    • Могул
      15 сентября  

      user124, вот в джокере последнее интервью ученого самосожженного! Человек в своем уме и идет на самопожертвование ради родного языка. Такое значение он дает родному языку! Удмуртам необходимо поставить ему памятник в таком же виде!!! https://joker.ykt.ru/ Великомученик удмуртский, мир твоему праху!!!

      0
    • Могул
      15 сентября  

      user124, думаю, что Крио истинный патриот последует примеру Разина и совершит акт ХАРАКИИРИИ на площади Ленина! Я сам буду ассистировать и отрублю голову у патриота Крио!, дабы он не мучился долго! Хотя он и разрезет живот, но будет очень долго агонизировать извиваясь в предсмертной конвульции, чего доброго еще и опорожнится по привычке, потому я его и хрэк, моментально рассеку голову катаной собственного изготовления!

      0
  • Торбос
    13 сентября  

    Юзер 124, не пинди про языки стран.
    Прибалтов. У них госпрограммы, а Россия палки им в колеса вставляет, кося под нацменьшинства smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth?smiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouthsmiling face with open mouth

    0
  • Delgado
    Delgado
    мурай атамбаев
    15 сентября  

    Жаль ученого, жаль и удмурского языка, она в плачевном состоянии чем якутский язык. Их около 570 тысяч человек, больше якутов, но язык знают всего 324 тысяч человек, половина не знает своего языка. Прям как буряты(((

    0
  • Бүөтүр
    15 сентября  

    ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ, ПРОТЕСТУЯ ПРОТИВ ЯЗЫКОВОЙ РЕФОРМЫ, совершил самосожжение у здания Госсове

    ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ ПРОТЕСТОВАЛ ПРОТИВ ЯЗЫКОВОЙ РЕФОРМЫ И ПРИЗЫВАЛ ПЕРЕНИМАТЬ ОПЫТ ТАТАРСТАНА.

    «ЕСЛИ ЗАВТРА МОЙ ЯЗЫК ЗАБУДУТ, Я ГОТОВ СЕГОДНЯ УМЕРЕТЬ»

    Настоящая трагедия среди бела дня случилась сегодня в Ижевске. Акт самосожжения у здания Госсовета Удмуртии за час до начала парламентской сессии совершил ученый , председатель общественного объединения удмуртских ученых «Тодосчи» Альберт Разин .

    Сначала он раздавал прохожим листовки с призывами остановить вымирание удмуртского языка, потом поджег себя, после чего скончался в больнице.
    Утром он, держа в руках плакат «Если завтра мой язык забудут, я готов сегодня умереть», устроил акт самосожжения у здания Госсовета Удмуртии за час до начала парламентской сессии.
    Пламя потушили, Разина увезли в больницу. Он получил более 90% ожогов тела. Через несколько часов пострадавший скончался, не приходя в сознание.
    Из-за случившегося в Госсовете Удмуртии решили перенести сессию на 24 сентября, а управление СКР проводит проверку.

    К зданию Госсовета Разин пришел не только с плакатом, но и двумя письмами.
    Одно из них, адресованное депутатам Госсовета Удмуртии, он и его помощники раздавали на улице.
    «Удмуртский этнос исчезает. В ваших силах спасти его»
    , — такой призыв проходит лейтмотивом через все 8 страниц печатного текста.
    В письме ученый вспоминает, что, согласно переписи 1929 года, все удмурты владели родным языком, на котором велась не только документация, но и преподавались предметы в школах.
    «Такова была ленинская национальная политика.
    Но Сталин отошел от нее и пошел по пути русификации, удмуртский перешел в разряд „кухонных“, „второстепенных“ языков
    », — пишет он.
    Далее Разин утверждает, что сейчас эта пагубная политика продолжается, а в результате только треть удмуртов владеют родным языком.
    Ученый категорически не соглашается с изменениями в законе «Об образовании», которые сделали изучение национальных языков необязательным.
    С его точки зрения, такой шаг противоречит Конституции РФ.


    Что же делать? На этот вопрос Разин также сам отвечает.
    Например, предлагает вернуть обязательное изучения удмуртского языка в школах и детсадах, а при поступлении в вузы разрешить вместо экзамена по русскому и литературе выбирать изложение на удмуртском языке.
    Помимо этого, советует перенимать опыт Татарстана и Башкортостана и ввести круглосуточное теле- и радиовещание на удмуртском языке, а также дублировать на нем вывески с названиями улиц.

    Также среди предложений ученого — прекратить выставлять лапти в качестве удмуртского бренда, поскольку «древние удмурты жили богато, в лаптях не ходили», а заодно возрождать деревню, в Москву направлять лишь треть налогов.
    К слову, о налогах. В этом пункте Разин приводит в пример Волжскую Булгарию, которой «удмурты платили дань в размере 10 процентов от дохода». Схожее положение было и при Золотой Орде.


    Второе письмо Разин адресовал депутатам Госдумы от Удмуртии и председателю Госсовета УР Алексею Прасолову , в котором задается вопросом: «Есть ли у меня Отечество?» . В нем он решает просветить парламентариев, кто же такие удмурты и чем они отличились от других этносов.
    Далее следует блок с претензиями к каждому из депутатов. Например, Игорю Сапко Разин припоминает случай, когда тот в бытность мэром Перми предлагал присоединить к краю Удмуртию
    .
    В письме ученый предрекает, что все империи обречены на распад, и призывает элиту России и Удмуртии присмотреться к опыту решения национального вопроса в Финляндии, Швейцарии и других странах.

    Разин был одним из тех ученых, кто в июне прошлого года обращался к Госсовету Удмуртии, требуя не поддерживать законопроект о добровольном изучении родных языков в школах.
    «Это прямой путь к исчезновению родного языка, снижению этнического самосознания и ликвидации этнокультуры.
    Появление данного законопроекта свидетельствует о негативных симптомах в национальной политике нашего государства, о возрождении имперского менталитета», — писали тогда ученые клуба «Тодосчи».

    0
    • Могул
      16 сентября  

      Бүөтүр, да вполне выполнимые требования у ученого! А не выполняют, все смотрят в рот Путину и его сатрапам!
      Так дело никогда не продвинется! Закон о добровольном изучении есть хитрейший ход Кремля конечно, что ученый понимает! Если нынче на удмуртском на кухонном уровне говорят лишь тридцать процентов то это тоже исчезнет как по мановению волшебной палки! Тем более по лицу все удмурты европериды и самый рыжий народ в Мире!
      Так что в Кремле убили удмуртский язык и ученого!
      Должна же быть статья доведение до самоубийства! Так что по факту должны все, к тем обращается ученый , сидеть на скамье подсудимых!

      0
  • Толбонага
    15 сентября  

    Такими методами этническое самосознание защищать - последний рывок... Для РФ - это зловещий признак. РФ как Козей Бессмертный - сильно себя диктаторски ставит в таких этнических образованиях.
    В Якутии в 1986 году эксперимент со скинхедами поставили - все якуты за западных украинцев.
    В это ситуации - тоже самое

    0
    • Могул
      16 сентября  

      Толбонага, думаю никаких диктаторских замашек нет. Это наши, как сказал забавно так Егор Афанасьевич Борисов,- Мы предчувствовали и приняли соответствующую меру! Видите ли наши предчувствуют, чего там хотят и опережают...!
      Не знаю, может верхушку вызывают туда делают и соответствующее внушение!
      А нам говорят учите как хотите нам то что, мы не против и прочее!!!
      А министр образования Федосеева будучи у нас сказала, что работы по языку идут, но не хватает денег по сахаязычным учебникам!!! Вот на несколько тысяч учебников у республики нет денег! А на русскоязычные конечно есть! Вот такие дела!

      0
  • Могул
    16 сентября  

    Отец этнопедагогики удмурт Волков, когда я на конференции спросил не удмурт ли Суворов, сказал, что да удмурт и что мы ПОБЕДИМ! И что? Другой удмурт ученый самосжегся!!! Все эти, даже этнопедагогика, изучение национальной культуры и прочее, как ни печально, уводят в сторону. Во времена М.И. Николаева можно было сразу взять быка за рога и перейти на ОБУЧЕНИЕ на национальном языке! А мы приняли так называемую концепсию нац школы, что наоборот ухудшило образование, так как затратилось время на никому ненужные уроки по нац культуре и этнопедагогике в Удмуртии и прочее! Результат очевиден, дети стали учиться еще хуже! А надо было заниматься переводом на як. язык математику, физику и прочее! Развели нас и мы остались в дураках! Ученый удмурт саможжегся, и нам остается ждать такого же акта от Егора Петровича или Крио хотя бы!!!

    0
    • Крио
      16 сентября  

      Могул, ты анализ на реакцию Вассермана уже сдал?

      Если нет, то беги скорее сдавать.
      И помни, что Гималайский сказал - "Вассерман - якут"! Посему ничо не бойся, хе-хе.
      Только не вздумай жрать пред сдачей анализьёв-то. Знаем мы тебя, дурачка, кы-ык напихаешься со страху, будто пешком не до поликлиники, а до Якутска собираешься идти.

      Могул! Если серьёзно, то у тебя время есть свободное, хотя бы 1-2 часа в день?

      0
      • Могул
        16 сентября  

        Крио, нет у меня свободного времени. как у тебя мажора! А ты сам анализ сдавал?! Сдай сам только затем предложи другим!

        0
        • Крио
          17 сентября  

          Сдавал, и у меня ноль. А у тебя, Могула, явно более 4 крестиков,

          отчего ты бред изрекаешь уже с утра натощак.
          А чем ты занят-то, пенёк старый?
          Пенсию получаешь, работу не работаешь, дети взрослые, только балабонишь, как ржавая жестянка о том, что ЧХан - якут и кудахтаешь в форуме всякую чушь да прижигаешь себе свечкой свою .опу, хе-хе.
          Взял бы и начал учебники школьные по математике на язык саха переводить, чай не мешки ворочать.
          Наверно, пиндел ты, что мачемачик.

          0
          • Могул
            17 сентября  

            Крио, хе хе, не твоего ума дело чем я занимаюсь, тупотык кренов! Думаю, продолжаю думать , над пятым постулатом, чего ты не секешь конечно, так китайская грамота для тебя, и переведу когда нибудь и геометрию или сам напишу на якутском языке, на основе пятого постулата! Секешь? Нет конечно, егда у тебя таблица умножения темный лес, тупейший! Да еще за тремя внуками смотрю, что требует времени, ну и , если остается времени то разрабатываю шахматную стратегию!, в чем ты конечно тоже не секешь! Темнота ты, думаешь только, закатив глазки да высунув язык, как бы хорошенько подрочить, ха ха хаааАА!

            0
          • Могул
            17 сентября  

            Крио, ну а чем ты занимаешься!? Жены нет, детей нет, тачки даже нет. Одна малина в голове! Ну и то хорошо! Читаешь еще, манускрипты дедушки манжура, над ядовитыми веществами и бактериями да?
            И думаешь как бы пополнить личное собрание да? Ну чем ты можешь заниматься маращенец, а?!
            Расскажи малость.

            0
            • Крио
              17 сентября  

              Ха, "переведу когда нибудь". Ты, болван, уже сегодня явно целый час потратил на

              кудахтание всякой чуши в Истфоруме, как старая клуша, насиживающая камушки вместо яиц из-за своей тупости.
              После обеда ещё два часа будешь что-то тарахтеть, потом тебе жрать захочется, потом на диван приляжешь, переваривать съеденное, как боров, потом дрыхнуть завалишься.
              За мнуками он смотрит, не ври!
              Давай прямо сейчас переводи!
              Или ты как ворона, собираешься до 300 лет жить?
              Гикнешься же скоро и останутся от тя одни ношенные тапочки, больше ничего путёвого, хе-хе.

              0
              • Могул
                17 сентября  

                Крио, ну и возбудился питух драный. Но в общем прав, говоря, что я медлю! Хвалю!
                Но лентяй я большой, да. Все надо делать во время! Критика воспринимается, хоть и форма херовая! Учтем! Поел я свежей жеребятины, потому да, лягу поспать. А ты опять злой от доширака, сочувствую! Пойду подремлю, дети в детсаде, в школе!
                Эх приснится мне как я тебе ассистировать буду! Ну че, согласен наконец!

                0
                • Крио
                  17 сентября  

                  Да ты не токмо большой лентяй, ты ещё и затупок.

                  Как до дела дошло - Могул, тряся своим толстым брюхом, сразу шмыг в кусты, как суслик.
                  Только пиндеть горазд, балаболка жестяная, тьфу.

                  Так, Могул, не расслабляться!
                  Завтра с утра беги сдавать анализ на реакцию Вассермана!

                  0
                  • Могул
                    17 сентября  

                    КриО, ладно ладно, приезжай в Нюрбачан, Пан видать опять пустым обещанием отделался, славянин короче! А ты погостишь еще у родственников Копыловых, неплохо богато живут, да еще женка Копылова моя троюродная сестра, так что мы с тобой типа родственники еще! НЕакормлю жеребятиной, жирными карасями с полным пузом икры, возможно и тугунками даже, так что отьешься и будешь добренький! Ну че, лады?

                    0
  • Көрүҥ
    19 сентября  

    Альберт Разин уматыныан иннинээҕи интервьюта:

    https://youtube.com/watch?v=IXgJ7NjNr7k


    Удмуртияҕа олорор нуучча националиһа куттаммыт:

    https://youtube.com/watch?v=6ZQeK7VXAbk


    ( Бу сигэлэри Дьоhун Саастан булан а5аллым )...

    0
  • Пан Гималайский
    19 сентября  

    Вот , правильную тактику выбрал Могул
    Давно пора найти общий язык с Крио насчёт славян , Могул - мы все славяне
    И ты и Я и даже ,Крио
    Мир многообразен
    Там нет рамок
    Вот уговори , Крио
    Может с нами к тебе Нюрьбу поедет
    Чисто на пару дней
    В конце ноября
    Карасей со сметаной под аргы ( говорят Тарабахов рецепт придумал)
    Без аргы , говорят , мол
    Не подаётся

    0
    • Могул
      20 сентября  

      Пан Гималайский, ну Крио я уже приглашал! Ладно, если сейчас не удается, то я сети под лед оставлю.
      Откормим Крио хорошенько!

      0
    • Могул
      20 сентября  

      Пан Гималайский, нет, в Крио ничего славянского нет, сам видел, он жуткий манчжур и повадки такие! А вот рецепт карасик со сметаной под водочку, это народный рецепт. Тарбахов значит присвоил. И потчует конечно высоких чинарей, в основном приезжих. А вот Нюрбинцы в былом потчевали самого Косыгина!
      Вдруг Косыгин говорят, говорят говорю!, нашел во внутренности ленточки и воскликнул говорят, что это такое?!
      Но тут секретарь райкома быстро сообразил и сразу пояснил, что это жир, особенный который только у наших карасей мол! И обошлось, Косыгин засмеялся и все прошло, под водочкой разумеется! иНо мы то знаем что это было!
      Но это сапсем редко попадается! Нюрбачанские все чистые, можно даже сырым есть. А Крио можно подавыать и такое, у него на все отравы протвоядие имеется, так что за него не беспокоимся, можем подавать и сырые! А может Пан к концу сентября удастся, как гришь денька два три. Сейчас я в парламенте сижу, ой с парламентом, по одному удачному делу, приедешь расскажу! Итак если удастся приезжай в сентябре, выедем в охотничью избушку еще. А в ноябре какая охота! Сядь за руль и поехал, можно и без никакого Крио и бабы какой то! Давай дуй. В начале октября еду в Якутск и потому поеду с тобой, хороший варианет, а?! Не отговаривайся Пан, будь мужиком, сказал сделал!

      0
  • Одм
    19 октября  

    Основы вероучения удмуртов. Альберт Разин.

    https://youtu.be/6EnSwwRiOLI

    image?qf=26475375&qs=86105304

    0
    • Криочхан
      22 октября  

      Одм, да, очень адекватный человек, патриот, и вот дошел до этого! Жаль, очень жаль! До какого отчаяния надо дойти, чтоб сделать это!!! Он от всей души пытался донести до своего народа культуру и язык и не смог!
      Есть ли среди саха такие самоотверженные люди!? Патриоты?
      Вот например, самый тут вумный Крио, пропагандирует ли язык и культуру саха? Но он же, как вижу, против истории саха, против великой истории! Или нет? Пишет всякое про англичан, япошек и немцев, где нет ни слова о саха...
      Саха тут не участвовали, значит не было в то время значительной истории у саха. Участвовали в революции, была образована автономная республика, но она была образована как и другие республики благодаря только политике Ленина. И все! Значит период того времени великой не назовешь. Более того саха так же как и удмурты теряют язык!
      Но это Крио например тоже не волнует! Значит саха потеряют язык...!

      0
      • Крио
        22 октября  

        Ну так подпали себе кутурук, капнув на него немного керосином.

        Больно тебе будет, горелым гамном запахнет...
        Но ты ничо, терпи - зато про тебя Могул 100 топов напишет, хе-хе.

        0
Ответ на тему: Трагедия ученого! Удмурдский лингвист покончил жизнь самосожжением!
Введите код с картинки*:  Кликните на картинку, чтобы обновить код
grinning face grinning face with smiling eyes face with tears of joy smiling face with open mouth smiling face with open mouth and smiling eyes smiling face with open mouth and cold sweat smiling face with open mouth and tightly-closed eyes smiling face with halo smiling face with horns winking face smiling face with smiling eyes face savouring delicious food relieved face smiling face with heart-shaped eyes smiling face with sunglasses smirking face neutral face expressionless face unamused face face with cold sweat pensive face confused face confounded face kissing face face throwing a kiss kissing face with smiling eyes kissing face with closed eyes face with stuck-out tongue face with stuck-out tongue and winking eye face with stuck-out tongue and tightly-closed eyes disappointed face angry face pouting face crying face persevering face face with look of triumph disappointed but relieved face frowning face with open mouth anguished face fearful face weary face sleepy face tired face grimacing face loudly crying face face with open mouth face with open mouth and cold sweat face screaming in fear astonished face flushed face sleeping face dizzy face face without mouth face with medical mask face with no good gesture face with ok gesture person bowing deeply person with folded hands raised fist raised hand victory hand white up pointing index fisted hand sign waving hand sign ok hand sign thumbs up sign thumbs down sign clapping hands sign open hands sign flexed biceps
  
Обратная связь
Предложения и замечания